- Конспект
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Строение отделов головного мозга и их функции
- Зоны головного мозга
- Анатомия ЦНС для психологов
- Нервная ткань
- Нейроны
- Типы нейронов
- Развитие нервной системы в онтогенезе
- Анатомия центральной нервной системы
- Тема 1. Введение в анатомию нервной системы
- Тема 2. Нейрон. Нервная ткань
- Тема 3. Развитие нервной системы
- Тема 4. Анатомия спинного мозга
- Тема 5. Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система
- Тема 6. Анатомия головного мозга. Ствол мозга и мозжечок
- Тема 7. Черепные нервы
- Тема 8. Промежуточный мозг
- Тема 9. Большой мозг
- Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы
- Тема 11. Анатомия анализаторов
- Анатомия ЦНС для психологов. Анатомическая терминология
- Методы изучения функций центральной нервной системы
- Основные анатомические термины
Конспект
Анатомически нервная система подразделяется на центральную (ЦНС) и периферическую (ПНС). Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Спинной мозг
Спинной мозг — часть ЦНС, представляет собой расположенную в позвоночном канале белую трубку диаметром около 1 см; имеет центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Спинной мозг окружён прочными оболочками (твёрдой, паутинной и мягкой).
Имеющая форму бабочки внутренняя часть спинного мозга образована серым веществом, состоящим из тел вставочных и двигательных нейронов. Наружный слой — белое вещество — состоит из миелиновых нервных волокон.
Они образуют проводящие пути — пучки нервных волокон, связывающие и обеспечивающие функционирование всех отделов ЦНС. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов.
В местах выхода нервов, иннервирующих конечности, имеются шейное и позвоночное утолщения спинного мозга.
Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Он осуществляет рефлексы, связанные с сокращением скелетных мышц и регуляцией функций внутренних органов.
Головной мозг может регулировать многие спинномозговые рефлексы.
По проводящим путям возбуждение от рецепторов передаётся в головной мозг, а идущие от головного мозга импульсы поступают к двигательным нейронам спинного мозга и далее к рабочим органам.
Головной мозг
Головной мозг находится в черепной коробке. Снаружи он покрыт мозговыми оболочками. Масса головного мозга у взрослых составляет 1400—1600 г. Отделы головного мозга:
- продолговатый мозг,
- задний мозг (варолиев мост и мозжечок),
- средний мозг,
- промежуточный мозг
- конечный мозг (большие полушария).
Все отделы головного мозга (за исключением мозжечка и больших полушарий) составляют ствол мозга, являющийся продолжением спинного. Полости (желудочки) различных отделов заполнены мозговой жидкостью и сообщаются между собой.
Серое вещество образует кору больших полушарий и мозжечка; отдельные его скопления (ядра) — центры различных рефлекторных актов, расположены в белом веществе.
Находящиеся в белом веществе ствола головного мозга и больших полушарий проводящие пути связывают все части головного мозга друг с другом и со спинным мозгом, что обеспечивает функционирование ЦНС как единого целого.
Строение отделов головного мозга и их функции
Продолговатый мозг — жизненно важный отдел ЦНС, продолжение спинного мозга.
В ядрах продолговатого мозга находятся центры дыхания и сердечной деятельности, сосудодвигательный центр, центры пищеварительных (слюноотделения, отделения желудочного и поджелудочного соков, глотания и др.
) и защитных (кашель, рвота и др.) рефлексов. Вместе со средним мозгом обеспечивает рефлексы позы и выпрямительные рефлексы.
Схема «Центральная нервная система»
Задний мозг включает в себя варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост — утолщение выше продолговатого мозга. Состоит из множества волокон, образующих проводящие пути, и лежащих среди них ядер V—VIII пар черепно-мозговых нервов. Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга; его поверхность покрыта многочисленными бороздами.
Состоит из двух полушарий и соединяющего их червя. Наружный слой мозжечка образован корой (серым веществом), под ней располагается белое вещество с ядрами. Мозжечок регулирует и координирует сокращение мышц тела; при нарушении его работы понижается тонус мышц, исчезают точность и направлённость движений.
Деятельность мозжечка связана с безусловными рефлексами и контролируется корой больших полушарий.
Средний мозг расположен между варолиевым мостом и промежуточным мозгом и обеспечивает их функциональную связь. Состоит из четверохолмия и ножек мозга. Через него осуществляется связь отделов мозга.
Находящиеся в среднем мозге ядра (подкорковые центры зрения, слуха, мышечного тонуса) обеспечивают быструю ориентировку при внезапных световых и звуковых раздражениях, а также участвуют в регуляции тонуса мышц (действуя на продолговатый мозг).
Промежуточный мозг — конечный отдел ствола мозга. Состоит из зрительных холмов (таламуса), гипоталамуса и шишковидного тела (эпифиза).
В таламусе концентрируются все чувствительные пути, проводящие импульсы от рецепторов тела к коре больших полушарий; он участвует в возникновении ощущений температуры, боли, прикосновения и др.
Гипоталамус — высший центр регуляции вегетативных функций: обмена веществ, температуры тела, кровяного давления и дыхания, гомеостаза. Он морфологически связан с гипофизом (важнейшей железой внутренней секреции) и регулирует его деятельность.
Конечный мозг (большие полушария) составляет 80 % массы головного мозга и прикрывает собой все отделы головного мозга (кроме части продолговатого мозга и мозжечка).
Он состоит из двух симметричных половинок, соединённых мозолистым телом из белого вещества. Наружный слой серого вещества образует кору больших полушарий (содержит около 14 млрд нейронов); центральная часть состоит из белого вещества.
Поверхность коры складчатая: многочисленные глубокие борозды делят её на сложную систему извилин — тем самым значительно увеличивается площадь коры (2 000—2 500 см2).
Каждое полушарие разделено глубокими бороздами на четыре крупные доли: лобную, теменную, височную и затылочную. В белом веществе расположены подкорковые ядра, обеспечивающие передачу возбуждений в кору и из неё.
Зоны головного мозга
Функционально в коре различают чувствительные (сенсорные), двигательные и ассоциативные зоны, (объединяющие деятельность сенсорных и двигательных зон, с ними связаны память, речь, мышление).
Зона кожной и суставно-мышечной чувствительности находится позади центральной борозды; зона зрительных восприятий — в затылочной доле; слуховая зона — в коре височной доли.
Спереди от центральной борозды располагается двигательная зона, регулирующая деятельность мышц. Речь и мышление осуществляются при участии всей коры.
Деятельность каждого органа находится под контролем коры больших полушарий. Через неё проходят все дуги условных рефлексов, посредством которых организм приспосабливается к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Это конспект по теме «Центральная нервная система». Выберите дальнейшие действия:
Источник: https://uchitel.pro/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/
Анатомия ЦНС для психологов
Нервная система человека состоит из возбудимой специфической ткани, называемой нервной. Нервная ткань представлена двумя отделами:
- центральным,
- периферическим.
Центральная нервная система защищается костными образованиями скелета:
- черепной коробкой, в которой располагается головной мозг;
- позвоночником, в спинномозговом канале которого располагается спинной мозг.
Периферическую нервную систему составляют нервы и нервные узлы.
Выделяют две части периферической нервной системы:
- соматическую;
- вегетативную.
Определение 1
Часть нервной системы, регулирующая работу мышц скелета, называется соматической.
С помощью соматической нервной системы человек управляет движениями, произвольно вызывает или прекращает их.
Определение 2
Часть нервной системы, которая регулирует функционирование внутренних органов, называется вегетативной.
Работа вегетативной нервной системы не подчинена воле человека.
Для обозначения взаимного расположения основных структур нервной системы анатомами используются специфические термины:
- Курсовая работа 400 руб.
- Реферат 240 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
- плоскость, которая проходит вдоль середины тела и делит его на правую и левую половину, называется сагиттальной;
- структуры, которые расположены на спинной части тела, называются дорсальными;
- структуры, расположенные на брюшной стороне тела человека, называются вентральными;
- структуры, которые лежат по центру тела вблизи от сагиттальной плоскости, называются медиальными;
- лежащие сбоку от сагиттальной плоскости структуры, носят название латеральных.
- самые верхние точки нервных структур называются апикальными;
- точки, лежащие в основании структуры нервной системы – базальными;
- направление в сторону нижней части тела называется каудальным;
- направление в сторону головной части – ростральным.
Нервная ткань
Формирование нервной системы человека начинается с образования нервной пластины, представляющей собой полоску эмбриональной утолщенной эктодермы, расположенную над хордой. Нервная пластинка прогибается, а ее края при этом смыкаются, в результате чего образуется нервная трубка, которая отщипляется от эктодермы, погружаясь под нее.
В самом начале формирования стенки нервных трубок состоят из слоя клеток нейроэпителия. В процессе деления клеток стенки нервных трубок утолщаются. Слой клеток, которые принадлежат к центральному каналу, носит название эпендимного. Именно эти клетки дают начало всем клеткам нашей нервной системы. Зачатковая клетка в свою очередь делится на две дочерних. При этом одна становится нейробластом.
Нейробласты изменяются и превращаются в нейроны – зрелые нервные клетки. Другая дочерняя клетка образует длинные радиальные отростки – спонгиобласты. Спонгиобласты играют важную роль в формировании нервных тканей, так как по их отросткам мигрируют изменяющиеся нервные клетки. Почти все клетки нервной ткани имеют общее происхождение и трансформируются в два типа клеток: нейроны и нейроглию.
Нейроны
Определение 3
Нейроны – возбудимые клетки нервной системы. Они способны к возбуждению и проведению возбуждения. Нейроны в течение жизни не делятся.
В нейроне выделяют сому (тело) и отростки. Сома, в свою очередь, имеет ядро и клеточные органоиды. Основная функция сомы заключается в осуществлении метаболизма клетки.Количество отростков у нейронов разное, но все они делятся на два основных типа:
- дендриты — короткие, ветвящиеся сильно отростки, функцией которых является сбор информации от других нейронов.
- аксоны, которых в каждом нейроне по одному и их функция заключается в проведении нервного импульса к терминалям аксонным.
Типы нейронов
Все нейроны делятся на несколько типов:
- униполярные клетки;
- биполярные клетки;
- мультиполярные клетки.
Униполярные клетки принадлежат к болевой, температурной, тактильной модальностям и расположены в сенсорных узлах: спинальном, тройничном и каменистом.
Биполярные клетки имеют всего один аксон и один дендрит, они формируют зрительную систему, характерны для слуховой и обонятельной сенсорных систем.
Мультиполярные клетки обладают одним аксоном и множеством дендритов. К данному типу нейронов принадлежит большая часть нейронов ЦНС.
Развитие нервной системы в онтогенезе
Определение 4
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Онтогенез делится на два важных периода:
- пренатальный или внутриутробный;
- постнатальный, который начинается после рождения.
Пренатальный период подразделяется на три основных периода:
- начальный, который охватывает первую неделю развития;
- зародышевый, длящийся от начала второй недели до окончания восьмой недели, т.е. от имплантации до полного завершения закладки всех органов;
- плодный, начинающийся с девятой недели и до рождения и сопровождающийся усиленным ростом организма.
Постнатальный онтогенез человеческой нервной системы начинается с рождением ребенка. Головной мозг новорожденного весит от $300$ до $400$ грамм. После рождения прекращается образование новых нейронов из нейробластов, нейроны не делятся.
Но уже к $8$-му месяцу жизни вес мозга практически удваивается, а к $4-5$ году жизни утраивается. Масса мозга растет за счет миелинизации и увеличения количества отростков. Максимальной массы мозг мужчин достигает к $20-29$ годам, а у женщин уже к возрасту $15-19$ лет.
После прохождения пятидесятилетнего рубежа мозг уплощается и вес его снижается примерно на $100$ грамм.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/anatomiya_cns_dlya_psihologov/
Анатомия центральной нервной системы
Анатомия центральной нервной системы является обязательным предметом в ряду естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих базовую систему знаний, необходимую для овладения высшим профессиональным образованием по специальности «Психология».
Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы последующего изучения психологии.
В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции, а также иметь представление о морфологических основах психики человека.
Основная задача курса «Анатомия центральной нервной системы» — это формирование представлений об общих принципах и особенностях структурной организации центральной нервной системы человека, функциональным проявлением которой являются все формы его психической деятельности.
Автором использован интегративный подход к разработке содержания курса, позволивший комплексно рассмотреть вопросы общей анатомии, развития и строения органов центральной нервной системы (головного и спинного мозга), а также анатомических образований периферической нервной системы, включая общие принципы и особенности структурной организации вегетативной нервной системы.
При изучении интегративных систем мозга особое внимание уделяется вопросам построения сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфо-функциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем, рассматривается их роль в формировании психики человека.
Учебный курс предусматривает изучение анатомии черепных нервов и структурно-функциональной организации органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой. В нем также рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строения мозговых оболочек и ликворной системы в целом.
Автор стремился к тому, чтобы учебный курс сочетал в себе описание строения нервной системы человека и понятное изложение общих и индивидуальных психофизиологических особенностей ее функционирования, что очень важно для будущих психологов.
Соответствие программы требованиям ГОС.
Учебный курс «Анатомия центральной нервной системы» относится к числу фундаментальных дисциплин, направленных на формирование материалистических представлений о человеческом организме, о его морфо-функциональной целостности, а также биосоциальной сущности.
Лежащая в основе учебного курса идея нервизма позволяет сформировать у студентов-психологов современное представление о нервной системе как о важнейшей управляющей интегративной системе, имеющей у человека наиболее сложное анатомическое строение.
Учебный курс позволит студентам-психологам получить необходимые сведения об иерархической структуре нервной системы, отвечающей задачам не только управления жизнедеятельностью организма и координации его функций, но и осуществления разносторонних связей его с внешним миром, накопления и использования новой информации, реализации адаптационных возможностей и регуляции поведения в целом.
В результате изучения дисциплины студенты будут знать о:
- процессах филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;
- современных методах изучения анатомии нервной системы;
- микроструктурной организации нервной ткани и строении нервных клеток;
- анатомическое строение и развитие головного и спинного мозга;
- строение и топографию серого и белого вещества; функциональное значение нервных центров;
- морфо-функциональной организации стрио-паллидарной, лимбической, активационной систем мозга, обеспечивающих жизнедеятельность и адаптационные возможности психической деятельности, а также регуляции поведения в целом;
- строении и функциях проводящих путей, их роли в управлении поведением человека;
- строении и областях иннервации черепных нервов;
- особенностях структурной организации соматической и вегетативной частей периферической нервной системы;
- анатомии и функциональных особенностях органов чувств.
В результате изучения дисциплины студенты будут уметь:
- находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга;
- определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;
- находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.
Тема 1. Введение в анатомию нервной системы
Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.
Тема 2. Нейрон. Нервная ткань
Нейронная теория строения нервной системы. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе. Нейрон как элементарная структурно-функциональная единица нервной ткани. Понятие об интегративной структурно-функциональной единице нервной ткани: нейронные ансамбли (модули) и локальные нейронные сети.
Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых). Виды нервных окончаний, их классификация.
Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.
Тема 3. Развитие нервной системы
Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы.
Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка). Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера.
Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.
Тема 4. Анатомия спинного мозга
Разделение нервной системы на центральную (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нервные сплетения, нервные узлы); соматическую (анимальная) и вегетативную (автономная) части. Нейронный состав рефлекторных дуг. Виды рецепции: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция. Понятие о нервном центре. Нервные центры ядерного и экранного (коркового) типов.
Анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество: топография, строение и функциональная характеристика. Сегменты спинного мозга и сегментарные рефлексы. Проводящие пути в спинном мозге: локализация и функции.
Тема 5. Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система
Спинномозговой нерв; передние и задние корешки спинномозговых нервов; спинномозговые узлы и их строение. Ветви спинномозговых нервов, состав нервных волокон; области иннервации. Формирование соматических нервных сплетений, их функции. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Иннервация опорно-двигательного аппарата и покровов тела.
Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Вегетативные узлы (ганглии), пре- и постганглионарные нервные волокна.
Центры симпатической нервной системы в спинном мозгу. Симпатический ствол, его отделы и ветви. Центры парасимпатической нервной системы в головном и спинном мозгу.
Вегетативные (висцеральные) сплетения, их функции.
Тема 6. Анатомия головного мозга. Ствол мозга и мозжечок
Развитие головного мозга: стадия трех мозговых пузырей (передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг). Стадия пяти мозговых пузырей (конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг). Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу.
Ствол мозга. Сходство и различие в строении со спинным мозгом. Отделы ствола мозга и их строение. Желудочки мозга.
Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком.
Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, базис), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции.
Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение. Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка.
Тема 7. Черепные нервы
Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств.
III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации.
IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации.
Тема 8. Промежуточный мозг
Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. Шишковидная железа и ее роль в развитии и старении организма.
Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций и формирования эмоций. Локализация питьевого, пищевого и полового центров и центров биоритмальной активности организма в ядрах гипоталамуса.
Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма.
Тема 9. Большой мозг
Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге. Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины. Мозолистое тело, передняя спайка, свод. Кора большого мозга.
Понятие о цито-, фибро- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Речевые центры и центры, участвующие в организации сложных психических функций (восприятия, внимания, психо-эмоционального поведения). Роль лобных долей большого мозга в регуляции поведения человека.
Латерализация функций в полушариях мозга человека.
Базальные ядра большого мозга. Хвостатое ядро и чечевицеобразное ядро: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стрио-паллидарная система, ее роль в регуляции движений.
Базальная часть большого мозга. Миндалевидное тело, ограда и связанные с ними структуры: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения.
Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы
Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство, чувство давления и веса).
Эфферентные (нисходящие) двигательные пути. Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний корково-спинномозговой и боковой корково-спинномозговой пути.
Экстрапирамидная система и ее роль в координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние холмики крыши четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга).
Красноядерно-спинномозговой нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы.
Анатомические особенности центральной нервной системы ребенка. Возрастные этапы развития головного мозга человека.
Тема 11. Анатомия анализаторов
Кожная чувствительность. Рецепторы в коже; проводящие пути кожного анализатора; корковый центр анализатора общей чувствительности в области постцентральной извилины (соматосенсорная кора).
Проприоцептивная чувствительность. Рецепторы в мышцах и в связочно-суставном аппарате; проприоцептивные нервные пути мозжечкового и коркового направления; корковые центры проприоцептивной чувствительности (соматосенсорная и сенсомоторная кора).
Обонятельный анализатор. Локализация обонятельных рецепторов в области верхнего носового хода; пути проведения обонятельной чувствительности; центр в коре головного мозга в области парагиппокампальной извилины и крючка.
Вкусовой анализатор. Локализация рецепторов в сосочках языка; проводящие пути вкусовой чувствительности; центры в коре головного мозга в области покрышки, парагиппокампальной извилины и крючка.
Зрительный анализатор. Строение сетчатки. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути зрительного анализатора; центр в коре головного мозга в области шпорной борозды.
Слуховой анализатор. Локализация слуховых рецепторов и механизм восприятия звуковых колебаний. Подкорковые центры, проводящие пути слухового анализатора; центры в коре головного мозга в области верхней височной извилины.
Анализатор равновесия. Локализация вестибулярных рецепторов и механизм восприятия вестибулярных раздражений. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути анализатора равновесия.
If you are from UK and looking to learn about Adderall or to buy adderall online have a look at this website where you can order Adderall online from United Kingdom
Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemy
Анатомия ЦНС для психологов. Анатомическая терминология
Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.
Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.
Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.
Нервная система: функции, отделы, принцип работы
Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают.
Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка).
Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.
Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.
Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.
Методы изучения функций центральной нервной системы
- метод наблюдения;
- метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
- метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
- метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
- метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).
Также в анатомии применяются следующие методы:
- Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
- Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
- Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
- Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
— рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
— соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
— антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
— эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
Основные анатомические термины
На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.
Примеры высказываний с анатомической терминологией:
- Дорсальная поверхность моста образует верхнюю часть ромбовидной ямки.
- Рострально спинной мозг переходит в продолговатый мозг, верхняя граница лежит на уровне верхнего края I шейного позвонка, каудально — на уровне II поясничного позвонка.
Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.
Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.
Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.
Базальный — располагающийся у основания.
Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.
Проксимальный — ближний.
Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.
Медиальный — серединный, ближе к центру.
Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.
Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.
Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.
Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.
Дорсальный — спинной, к спине.
Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.
Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.
Основные плоскости и разрезы:
Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.
Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.
Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.
Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела
Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.
Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.
Билатерально — расположение по обе стороны.
Верхний – соответствует понятию краниальный.
Нижний — понятию каудальный.
Передний – соответствует понятию вентральный.
Задний – дорсальный.
Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.
Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.
Источник: https://impsi.ru/anatomy-of-the-cns/anatomiya-tsns-dlya-psihologov-anatomicheskaya-terminologiya/