При олигофрении в отличие от деменции

Содержание
  1. Приобретенное слабоумие и врожденное: симптомы, признаки, лечение и профилактика деменции
  2. Умственная отсталость с рождения
  3. Деменция
  4. Сходства и различия с олигофренией
  5. Профилактика
  6. Лечение
  7. При олигофрении в отличие от деменции
  8. Причины умственной отсталости
  9. Симптомы умственной отсталости
  10. Обследование при умственной отсталости
  11. Лечение умственной отсталости
  12. Профилактика умственной отсталости
  13. Олигофрения и деменция
  14. 1.     Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой принцип положен в основу данной классификации?
  15. 2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач
  16. Список литературы
  17. Симптомы умственной отсталости у взрослых
  18. Критерии и симптоматика УО
  19. Причины возникновения психического отклонения
  20. Разновидности малоумия
  21. Умственная отсталость и деменция
  22. Развитие и лечение заболевания
  23. Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении
  24. Что такое умственная отсталость?
  25. Описание деменции и олигофрении
  26. Историческая справка
  27. Схожесть и отличия олигофрении и деменции
  28. Постановка диагноза
  29. Прогноз

Приобретенное слабоумие и врожденное: симптомы, признаки, лечение и профилактика деменции

При олигофрении в отличие от деменции

Слабоумие – это необратимое поражение интеллекта, которое сопровождается утратой способности к познавательной деятельности, снижением памяти и потерей ранее приобретенных знаний и навыков.

При слабоумии нарушается функционирование отделов головного мозга. От локализации патологического процесса и будет зависеть проявление болезни. Слабоумие делится на врожденное и приобретенное.

Умственная отсталость с рождения

Врожденное слабоумие (олигофрения) – ряд заболеваний, характеризующийся врожденным или приобретенным в течение первых трех лет жизни умственным недоразвитием.

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень болезни. Такие люди адекватны, выполняют несложную работу, не нарушают общепринятые правила. Диагностируется сложнее, так как нет выраженных симптомов. Для больных характерно отсутствие фантазии, узкое мышление.
  2. Имбецильность – средняя стадия олигофрении. Способны к самообслуживанию, но нуждаются в постоянной опеке. Понимают, когда к ним обращаются, знают близких людей. Плохо развита моторика и координация. Словарный запас беден, мышление примитивно, память и внимание недоразвиты.
  3. Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Люди с таким диагнозом требуют постоянного ухода, не способны к самообслуживанию. Не выделяют близких людей, нередко проявляют агрессию.

    Речь отсутствует, иногда произносят отдельные слова и звуки. Не имеют самых элементарных навыков. Не контролируют работу органов малого таза. Основные потребности – еда и сон.

Причины:

  • наследственность,
  • генетические нарушения,
  • внутриутробные инфекции беременных (краснуха, токсоплазмоз, сифилис),
  • алкоголизм, наркомания матери,
  • близкородственные браки,
  • черепно-мозговые травмы при родах.

Деменция

Приобретенное слабоумие – заболевание с прогрессирующим снижением умственной деятельности человека.

Виды приобретенного слабоумия:

  1. Атрофическая деменция – возникает в результате дегенерации коры головного мозга. К этому виду недуга относятся болезнь Альцгеймера и болезнь Пика.
  2. Причины:

    • наследственность,
    • длительный стресс,
    • прием большого количества лекарственных препаратов,
    • алкоголизм,
    • наркозависимость,
    • черепно-мозговые травмы.

    Симптомы:

    • трудности с запоминанием событий и имен,
    • неряшливость,
    • неспособность решить простой вопрос (одеться по погоде),
    • забывчивость,
    • агрессия,
    • снижение критики по отношению к себе.
  3. Сосудистая деменция – развивается при нарушении кровообращения в клетках головного мозга.
  4. Причины:

    • инсульт,
    • ишемия головного мозга,
    • ослабление кровотока при сердечно — сосудистых заболеваниях.
  5. Смешанная деменция – проявляется при сочетании признаков сосудистых поражений головного мозга и основных симптомов атрофической деменции.
  6. Деменция, спровоцированная болезнью Паркинсона.
  7. Причина – поражение подкорковых структур головного мозга. Признаки – потеря мышечного контроля, нарушение зрения.

  8. Деменция с тельцами Леви.
  9. Причина – нарушение проведения нервного импульса. Больной дезориентирован, прогрессирует потеря памяти.

  10. Алкогольная деменция. Развивается из-за хронического отравления алкоголем клеток мозга.
  11. Симптомы:

    • нарушение координации,
    • потеря памяти,
    • утрата социальных навыков.

Сходства и различия с олигофренией

Все формы олигофрении и деменции имеют один общий синдром – расстройство интеллекта, нарушение функций головного мозга.

Для обеих форм слабоумия характерны изменения в восприятии информации, перемены в поведении.

В чем же отличие:

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в раннем возрасте заболеванием. Деменция же формируется в возрасте после 50 лет.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной неполноценности неизменна. Для старческого слабоумия характерно постепенное ухудшение состояния.
  3. При олигофрении ребенок рождается неспособным к обучению. Для деменции свойственна поэтапная утрата навыков и знаний, приобретенных ранее.

Профилактика

С каждым годом количество заболевших увеличивается. Люди, знающие о слабоумии не понаслышке, задаются вопросом о возможности предотвращения этого состояния.

И хотя основной причиной является наследственная предрасположенность, каждому по силам свести к минимуму вероятность заболевания.

Для предупреждения слабоумия необходимы следующие профилактические меры:

  • умеренные физические нагрузки,
  • отказ от вредных привычек,
  • заместительная гормональная терапия для женщин в климактерический период,
  • защита от инфекций (профилактические прививки, безопасный секс),
  • высокая умственная активность (изучение иностранных языков, кроссворды, головоломки),
  • профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
  • исключение травмоопасных ситуаций (экстремальные виды спорта).

Предупреждение врожденного слабоумия начинается с планирования беременности. Обязательна консультация гинеколога и выполнение его рекомендаций относительно обследований, анализов, приема лекарственных препаратов.

Необходима консультация генетика, если в семье были случаи слабоумия. А также отказ от вредных привычек и избежание стресса.

Лечение

Врач назначает лечение в зависимости от этиологии и стадии болезни.

Основные направления терапии и препараты:

  • повышение стойкости нервной системы (тонизирующие препараты),
  • коррекция поведения (транквилизаторы),
  • улучшение кровообращения (ноотропные препараты),
  • устранение агрессии, беспокойства, апатии, (антидепрессанты),
  • общеукрепляющие средства.

Помимо этого проводится корректировка питания, исключается курение и прием алкоголя.

Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз, назначить план обследования и лечения.

К сожалению, слабоумие невозможно излечить полностью. Но важно как можно раньше распознать заболевание и обратиться к специалисту.

Начатое вовремя лечение помогает не допустить быстрого прогрессирования болезни. Повысить качество жизни и уменьшить проявление симптомов — вот основные задачи лечения.

Умственная отсталость, олигофрения, деменция — об отличиях в этом видео:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/priobretennaya-i-vrozhdennaya.html

При олигофрении в отличие от деменции

При олигофрении в отличие от деменции

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные.

Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих.

Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

С точки зрения врача,  умственная отсталость — это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта.

При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно  является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е.

пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е.

уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже  повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.

Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния,  характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.
Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» — мало и «френос» — разум).

Причины умственной отсталости

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены.

Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента.

Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена.

Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей.

В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Симптомы умственной отсталости

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память  у них достаточно хорошая.

Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении).

А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников.

Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. 

При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны  испытывать привязанности, различать  похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ  ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре  и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости.

Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания.

И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра.

В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка.

В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу.

Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

Обследование при умственной отсталости

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна).

Для этого в женской консультации  проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности.

В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия.

При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом.

При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни.

А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения  детей.

Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в  возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани.

С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе.

Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием.

Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ.

Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью.

В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью.

В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность.

Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости,  то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика умственной отсталости

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.

Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования.

При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка.

К счастью, в последнее время отмечается  тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

 Врач психиатр Бочкарева О.С

Источник: medicalj.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/pri-oligofrenii-v-otlichie-ot-demencii/

Олигофрения и деменция

При олигофрении в отличие от деменции

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой принцип положен в основу данной классификации?  3

2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач. 6

Список литературы   7

1.     Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой
принцип положен в основу данной классификации?

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, при этом присутствуют расстройства мышления, памяти, эмоциональных проявлений.

Больной постепенно утрачивает все свои навыки и знания, со временем происходит полный распад личности, на поздней стадии недуга такой человек полностью зависит от помощи окружающих.

Причиной развития данной патологии являются органические поражения мозга в результате различных заболеваний, наследственности, травм головы, инфекций и др.

Наиболее часто недуг поражает людей преклонного возраста, существует даже такое понятие, как старческий маразм. Но в редких случаях деменция развивается и у детей.

В отличие от деменции, олигофрения – врожденное слабоумие, представляющее собой необратимый процесс; его характерными чертами являются недостаточность психического и даже физического развития. Интеллектуальные способности такого человека остановились в развитии. Болезнь может развиться как в раннем, до трех лет, возрасте, так и до рождения ребенка.

Таким образом, умственные способности человека, появившегося на свет с олигофренией, таковыми и останутся.

В случае, когда болезнь приобретена в детстве, интеллектуальное развитие прекращается. Умственная отсталость при олигофрении, в отличие от деменции, остается стабильной, без дальнейшего ухудшения. У таких больных отсутствует любознательность, тяга к знаниям, самостоятельность. Эмоции приглушены, отвлеченные понятия недоступны, умозаключения даются с трудом.

Установить точную причину этой патологии удается лишь у 25% пациентов. Среди наиболее распространенных:

·        недостаточность функций желез внутренней секреции (к примеру, у беременной женщины при гипофункции щитовидной железы в результате йодного дефицита ребенок будет страдать кретинизмом)

·        нарушение обмена веществ под действием генетического фактора (например, фенилкетонурия)

·        аномалии развития хромосом (синдром Дауна)

·        инфекционные заболевания во время беременности матери, кислородное голодание плода, болезни, перенесенные в раннем возрасте (коклюш, корь)

Нередко недоразвитие психики у ребенка путают с деменцией. Однако между олигофренией и деменцией имеются некоторые отличия.

·        при деменции недостаток интеллекта развивается, когда структуры мозга в большинстве своем уже сформированы, психика также достигла определенного уровня. Ее распад начинается после времени нормального развития.

·        Различие олигофрении от деменции заключается в непрогрессивном характере. И хотя темп развития психики заторможен, тем не менее, болезнь не прогрессирует, при этом интеллектуальный дефект не увеличивается.

·        Познавательные функции при деменции отличаются неравномерностью: яркие нарушениям в одной области сочетаются с сохранностью других отделов в большей или меньшей мере. При олигофрении недоразвитие всех функций (речи, восприятия, моторики, мышления, памяти, эмоций и др.) имеет тотальный характер.

Однако следует учитывать, что в раннем возрасте разграничить эти две патологии не всегда легко.

Как правило, при распаде психических функций, приобретенных ранее, при любом повреждении головного мозга присутствует задержка психического развития.

Дефект интеллекта, причина которого в заболевании мозга, имеет сложную структуру, при этом сравнительные показатели деменции и олигофрении включают в себя черты обоих заболеваний. В более старшем возрасте отграничения между этими заболеваниями становятся более четкими.

В детстве, когда процессы познавания развиваются интенсивнее, любая патология, в результате которой происходит снижение познавательной деятельности, ведет к приостановке развития интеллекта.

У детей до трехлетнего возраста нарушение интеллектуальных процессов, как правило, преобладает над значением распада интеллектуальной функции, т.к. они еще развиты недостаточно.

Поэтому отграничение врожденного и приобретенного слабоумия представляет определенные трудности, в связи с этим любые проявления недостаточности развития в раннем возрасте, которые не связаны с психической болезнью прогрессирующего характера (эпилепсия, шизофрения и др.), классифицировать, как олигофрению.

Разграничение этих двух патологий позволяет составить прогноз болезни, на который влияет форма умственной отсталости. При олигофрении, в зависимости от степени развития отклонений, возможна социальная адаптация (в степени дебильности).

При деменции необходима своевременная диагностика и лечение, благодаря которым можно предупредить дальнейшее прогрессирование болезни.

2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с
умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач

Цель учебно-воспитательной работы  с умственно-отсталыми дошкольниками – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.  

Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

·         диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;

·         обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;

·         взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

·         построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

·         построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);

·         использование игровой мотивации на всех занятиях;

·         совместная работа учителя, психолога, воспитателя, логопеда, родителей.

Список литературы

1.     Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. — М., 2006.

2.     Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 2: Общие основы специальной педагогики. — М., 2008.

Источник: https://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-10-10/oligofreniya-i-dementciya

Симптомы умственной отсталости у взрослых

При олигофрении в отличие от деменции

Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни. 

Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки.

Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания.

Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире. 

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека.

Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной.

Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

  • дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
  • низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
  • затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания. Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. 

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери.

Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка.

Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии. 

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно. 

Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:

  • легкая;
  • умеренная (относительная);
  • тяжелая;
  • глубокая. 

Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.

). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.

Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.

В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования.

Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие.

В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения. 

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.

Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).

При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.

Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке. 

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно.

Как уже было сказано, олигофрения –  это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности.

А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых. 

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

  • УО – недоразвитие психики, а деменция – разрушение имеющихся функций психики, которое происходит в результате поражения головного мозга. Такое нарушение мозговой деятельности чаще всего наблюдается в старости. Однако психические расстройства возможны в молодом возрасте в результате аддитивного поведения (осознанное изменение сознания, зависимость); 
  • распад психики при деменции начинает прогрессировать по истечении определенного периода, на протяжении которого происходило нормальное, естественное развитие ребенка. К возрасту 3 года большая часть мозговых структур уже сформирована, поэтому диагностировать деменцию, в отличие от олигофрении, можно только начиная с этого возраста;
  • умственная отсталость характеризуется непрогрессивным (прогредиентным) течением, тогда как распад психики при деменции начинает усиливаться по истечению периода активного, нормального развития. Появившаяся в детском возрасте олигофрения не обладает прогрессирующим характером – развитие человека не останавливается полностью, а лишь замедляется его темп. При этом главное различие вышеуказанных психических отклонений – наличие интеллектуального дефекта, которые появляется только при диагнозе «деменция»; 
  • при деменции наблюдается неравномерность познавательных функций. В одной области мозга могут наблюдаться выраженные нарушения, при этом в другой прослеживается сохранность всей полученной ранее информации и навыков.

Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно.

Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему.

Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.   

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество.

С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/simptomyi-umstvennoj-otstalosti-u-vzroslyix

Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении

При олигофрении в отличие от деменции

Олигофрения и деменция – две формы умственной отсталости, тяжелые и неизлечимые болезни, которые характеризуются поражением мозга и сопровождаются расстройствами интеллектуальной сферы и когнитивных функций. Эти заболевания имеют ряд схожих симптомов, из-за чего иногда возникают проблемы с постановкой диагноза.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное нарушение психического развития вследствие поражения мозга, которое характеризуется снижением интеллекта, общей заторможенностью, обеднением эмоций, снижением социальной активности.

Если умственная отсталость проявляется в раннем возрасте, ее называют олигофренией и выражается она в значительном отставании развития ребенка от своих ровесников: он намного позже начинает узнавать родных, сидеть, ползать, ходить, говорить. Вырастая, такой ребенок не имеет тяги к познанию мира, общению с другими детьми. Он социально не адаптирован, интеллектуально не развит, при этом физические данные страдают редко.

Иногда умственная отсталость бывает приобретенной и развивается на фоне болезни, травмы или других, непонятных на первый взгляд, причин. Это состояние называется деменцией и характеризуется, кроме снижения умственной деятельности, прогрессирующей потерей памяти, сменой уже сложившегося характера, эмоциональными изменениями вплоть до полного разрушения личностного ядра.

Описание деменции и олигофрении

Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция тесно связанные между собой, тем не менее, это не одно и то же. Врожденное или раннее возникновение болезни проявляется у 1-3% детей. Это может происходить по ряду причин:

  1. Наследственность.
  2. Значительная недоношенность.
  3. Проблемы, возникшие в процессе родов (например, асфиксии) или родовые травмы.
  4. Хромосомные аномалии.
  5. Инфекционные поражения плода.
  6. Влияние алкоголя, наркотиков во время беременности.

Также причиной олигофрении могут стать тяжелые травмы головы в период жизни до 3-х лет.

Справка. От деменции чаще всего страдают пожилые люди в возрасте от 65 лет, преимущественно женщины, детей болезнь поражает редко.

Деменция – это снижение когнитивных способностей в результате атрофии мозга, вызванной его недостаточным питанием, гипоксией. Это приобретенная болезнь, которая проявляется у детей от 3-х лет и в таком возрасте может быть вызвана различными причинами:

  • травмами головного мозга;
  • инфекционными заболеваниями;
  • опухолевыми процессами;
  • авитаминозами;
  • тяжелыми болезнями внутренних органов.

В старшем возрасте основные причины отличаются, в 50-70% случаев развитие слабоумия провоцирует болезнь Альцгеймера, реже – сосудистые заболевания, болезнь Пика, Паркинсона, с тельцами Леви.

Историческая справка

Умственные отклонения у детей и взрослых долгое время не имели четкой классификации.

Впервые обратил внимание на различия симптоматики известный врач, основоположник французской психиатрии Филлип Пинель, он же автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость.

В свою очередь, термин «олигофрения» появился еще позже, более чем через 100 лет. Он был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином.

В XX веке изучением олигофрении занялись несколько ведущих врачей-психиатров. Тогда же было предложено деление болезни на три типа: дебильность, имбецильность, идиотия.

В 1989 году в ходе разработки МКБ-10 классификацию изменили, исключив понятия, которые вышли за рамки диагнозов и приобрели негативный окрас. Теперь олигофрения официально имеет 4 стадии:

  • легкая (ранее – дебильность), отвечает уровню знаний 9-12 летнего ребенка;
  • умеренная (незначительная имбецильность), уровень знаний 6-9 летнего ребенка;
  • тяжелая (имбецильность по старой классификации), уровень 3-6 лет;
  • глубокая (ранее – идиотия), уровень 3 и менее лет.

Определение стадии олигофрении важно для установления уровня помощи, необходимой пациенту.

Схожесть и отличия олигофрении и деменции

Хотя понятия олигофрении и деменции давно разделены, путаница в постановке диагноза случается до сих пор. Основная причина этого заключается в том, что олигофрения, хоть и является в большинстве случаев врожденной, часто проявляется в возрасте 3, а иногда и 5 лет и напоминает слабоумие в ранней стадии.

Чем похожи врожденная умственная отсталость и деменция?ДеменцияОлигофрения
Первопричиной может быть инфекционный процесс, травма, опухолевый процессВ случае если олигофрения не врожденная, причиной часто становится травма, немного реже – инфекционные процессы
Характеризуется изменениями личности: заострением черт характера, агрессивностью, раздражительностью или наоборот, ранимостью, слезливостью и меланхоличностью. Пациент замыкается в себе, изолируется от обществаОлигофрения влияет на эмоциональную составляющую, подавляя ее. Ребенок замкнутый, подавленный, социально неадаптированный
Чаще всего на первой стадии страдает память, мышление, речьТак как в первую очередь страдают интеллектуальные способности, ребенок испытывает трудности в общении, формировании логических цепочек, мыслей.

Первое отличие умственной отсталости от деменции – период начала болезни. В большинстве случаев олигофрения врожденная, при этом начальные проявления заметны уже в первый год жизни ребенка. Деменция же никогда не диагностируется раньше 3-х лет.

Второе отличие — течение болезни. Олигофрения не прогрессирует, ребенок может развиваться в физическом и даже умственном плане, значительно отставая от сверстников.

Прогноз деменции менее утешительный, и если на ранних стадиях пациент испытывал лишь незначительные проблемы (чаще всего это забывчивость и трудности в формировании мысли), то с течением времени болезнь прогрессирует, происходит полная потеря всех навыков и умений, возможности ориентироваться во времени, пространстве, собственной личности. При олигофрении в отличие от деменции приобретенные навыки не теряются.

Сравнительная таблица отличия симптомов деменции и олигофренииУмственная деменцияОлигофрения
Диагностируется после 3-х летПоявляется с рождения, очень редко – с 3-5 лет
Постепенно прогрессируетХарактер заболевание постоянный, не прогрессирующий
Нарушения проявляются локально, атрофия мозга частичнаяОбщее недоразвитие мозга, из-за чего одновременно страдают все нервно-психические функции
Охватывает различные когнитивные функции: память, мышление, речь, интеллект, эмоциональную составляющую.Олигофрения затрагивает исключительно интеллект, механическая память не страдает.

Также стоит отметить, что больной деменцией не может существовать без посторонней помощи, соблюдать личную гигиену, питаться, иногда даже передвигаться. Человек с олигофренией не теряет возможности ухаживать за собой сам, заниматься физическим трудом, часто способен жить самостоятельно.

Постановка диагноза

Чтобы выявить различия олигофрении и деменции и поставить правильный диагноз, специалистом проводится опрос близких родственников, тесты с пациентом, оценка его соматического, психологического и неврологического состояния, инструментальные обследования.

В ходе опроса выясняется, поражены ли когнитивные функции или исключительно интеллект, проводятся тесты (на уровень IQ или определение стадии деменции). Оценивается умение выражать мысли, быстрота и адекватность ответов на легкие вопросы.

С помощью компьютерной или магниторезонансной томографии врач замечает очаги поражения, определяет вид умственной отсталости или деменции.

Прогноз

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции очень важна для дальнейшего лечения и ухода за пациентом. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом сразу, как только замечены первые симптомы.

Важно. Заниматься определением вида и степени болезни самостоятельно категорически запрещено!

К сожалению, умственная отсталость, олигофрения и деменция – необратимые процессы, которые в 99% случаев (излечимы лишь некоторые виды деменции) не могут быть полностью вылечены.

Тем не менее, ранее выявление слабоумия помогает замедлить и облегчить течение болезни, улучшить состояние больного, продлить ему жизнь.

Детям с олигофренией и их родителям также необходимо своевременное посещение специалиста, который в обязательном порядке назначит консультации с психологом с целью улучшить социальную адаптацию ребенка.

084

Источник: https://demenciya.ru/demenciya/dementsiya-umstvennaya-otstalost-i-oligofreniya/

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: