Речевой гнозис

Содержание
  1. Речевой гнозис
  2. Как проявляются нарушения развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса, признаки
  3. Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса в раннем дошкольном периоде
  4. Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса после года
  5. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей
  6. Несформированность пространственных представлений в школе
  7. Программа формирования зрительно-пространственных представлений у детей до 7 лет
  8. Интересные задания на развитие пространственных представлений, примеры
  9. Нарушения слухового гнозиса у детей с особенностями развития и его диагностика – Мама Света
  10. Как проявляется нарушение слухового гнозиса у детей, диагностика
  11. Гностические слуховые расстройства
  12. Диагностика гностических расстройств слуха
  13. Как правильно оценить результаты диагностики слухового гнозиса  у детей
  14. Гнозис и праксис – что это? Нарушение гнозиса. Гнозис – это..
  15. Гнозис и его расстройство
  16. Зрительные агнозии
  17. Слуховые агнозии
  18. Сенситивные агнозии
  19. Обонятельные и вкусовые агнозии
  20. Особенности обследования
  21. Праксис
  22. Когда появляются апраксии
  23. Парапраксия
  24. Виды апраксии
  25. Моторная апраксия
  26. Идеаторная апраксия
  27. Конструктивная апраксия
  28. Гнозис в нейропсихологии
  29. Гнозис и его виды
  30. Понятие праксиса в нейропсихологии

Речевой гнозис

Речевой гнозис

Автор Светлана На чтение 10 мин. Просмотров 481 28.10.2019

Зрительно-пространственный гнозис и праксис – это, в общем-то, сформированность оптико-пространственных функций, которая максимально проявляется к концу дошкольного периода или в начальной школе.

Сами по себе эти понятия нераздельно связаны между собой и говорят о том, что ребенок способен воспринимать и анализировать/синтезировать информацию об окружающем мире, видеть себя относительно предметов и явлений действительности, чувствовать свое тело, регулировать зрительно-моторную координацию и выполнять определенные действия по инструкции со стороны или по собственному программированию.

Гнозис – это узнавание предметов и явлений на основе когда-то усвоенной о них информации. Зрительно-пространственный гнозис говорит о том, как ребенок может узнавать предметы в окружающей обстановке на основе работы зрительного анализатора (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, временные соотношения).

Праксис отвечает за действия, которые выполняются с опорой на имеющуюся информацию о том или ином объекте (субъекте), явлении. Ни одно действие нельзя совершить без контроля со стороны рецепторов, которые связаны с нашими сенсорными анализаторами.

В данном случае при нарушении оптико-пространственного гнозиса (агнозия) праксис  тоже становится дефектным (апраксия).

Ребенок не может подбирать готовые шаблоны, так как в его программе они не усваиваются или обрабатываются недостаточно по причине патологичной смысловой памяти и мышления, что может быть связано с повреждением определенных зон коры головного мозга (теменно-затылочная, височная и другие).

Как проявляются нарушения развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса, признаки

С раннего детства у ребенка формируется трехмерное ощущение этого мира, если так можно выразиться.

Смысл в том, что в первые годы жизни он учится понимать реальную пространственную организацию мира через собственное тело и его локализацию в пространстве, постепенно соотнося внешний мир с внутренним планом и после усваивая уже более сложную систему пространства, которую, по сути, создал сам человек – это буквенно-символьная и вообще знаково-кодовая упорядоченность знаний о мире и его явлениях, что передается из поколения в поколение и облегчает жизнь в обществе.

Формированию всей этой трехмерной (трехэтапной) пространственной системы способствует активная деятельность малыша, которая затрагивает сенсорную составляющую (все чувственные анализаторы), в том числе зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный компоненты.

Основной опорой при этом является собственное тело! Если ребенок не может переработать информацию, полученную от зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, то пространственная ориентировка (гнозис) нарушается, вследствие чего и выполнение комплекса действий (праксис) становится проблемным.

В итоге, малыш не овладевает:

  • пространством собственного тела (не ориентируется, где право-лево, какая часть в каком месте расположена, где грани собственного тела, а где – окружающего мира, плохо дифференцирует позывы тела, такие как голод, выведение продуктов жизнедеятельности и т.д.);
  • окружающим пространством и расположением объектов в нем (расстояние до предмета, его цвет, величина, форма, положение верх/низ, право/лево);
  • вербализацией имеющейся информации;
  • пространством речи и языка (всеми его компонентами).

Это приводит к замедленным темпам развития, задержкам психического развития (ЗПР) и даже вторичному снижению интеллекта, на основе чего вполне может сформироваться умственная отсталость (УО).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса в раннем дошкольном периоде

Если у ребенка есть темповая задержка развития или двигательные нарушения, то, скорее всего обнаружится и нарушение зрительно-пространственного гнозиса/праксиса. На что обратить внимания, по каким признакам можно заподозрить патологию?

В первую очередь вы увидите, что:

  • общие движения тела нестандартны – могут присутствовать раскоординированность, скованность, невозможность перейти к новому положению тела относительно выбранной опоры;
  • при расположении на спинке/животе малышу сложно хватать игрушки или интерес к ним почти отсутствует;
  • он не водит глазкам за предметом или водит с явным несоответствием движениям предмета;
  • при переходе в сидячее положение не понимает, как хвататься за пальчики взрослого, как зафиксировать свое тело — мышечный корсет плохо управляем;
  • ползание всегда идет с задержкой, при этом остается долго в неправильном виде, когда ручки-ножки чередуются неверно, опора на руки нарушена;
  • при вставании на ножки, в связи с дефектным восприятием «нижнего» направления пространства и ощущением тела относительно него, вы можете отметить, что ребенок часто падает, не понимает, как вставать, делает неправильную опору, не использует вспомогательные элементы для опоры;
  • далее страдает сцепка «глаз – рука», когда малыш плохо захватывает предметы, не может выполнить элементарных инструкций (положи в коробку, дай мне пирамидку).

Признаки нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса после года

У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса и праксиса страдает восприятие и узнавание цветов, формы, величины объектов. Они плохо соотносят элементы пространства, их пропорции, не планируют перспективу своих действий с ними.

Часто отмечается явление пальцевой агнозии, когда малыш не ощущает свои пальцы и не различает их, соответственно движения рукой совершаются неадекватно (нарушения мелкой моторики).

Это выражается в том, что ребенок не может показать части тела, определить элементы лица, собрать пирамидку, сложить пазл, собрать игрушки в коробку, резать ножницами, подниматься по ступенькам, забираться на горку, перешагивать препятствие – выполнять действия, которые требуют связки «глаз – рука» и хорошей координации.

От двигательной недостаточности и недоразвития предметных действий страдает игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей до 10 лет. Отчего в школе пострадают и учебные навыки.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей

Нормотипичный ребенок выполнит все предложенные ниже задания, а дети с нарушениями зрительно-пространственного гнозиса и праксиса большую их часть не делают и даже не понимают сути, так как в первую очередь искажено восприятие схемы собственного тела.

  • Назвать контурное изображение предметов.
  • Подобрать пару предмету.
  • Назвать и дорисовать незавершенное контурное изображение.
  • Назвать перечеркнутое, зашумленное изображение или определить и назвать все объекты, заключенные в наложенные друг на друга контуры, раскрасить их по образцу (например, чтобы один предмет выступал над другим).
  • Определить, что художник нарисовал неправильно.
  • Распределить предложенные предметы по величине, форме, цвету.
  • Распределить предметы относительно цветового фона.
  • Сказать, на что похож предмет по форме (лимон – на овал, апельсин – на круг, часы – на квадрат).
  • Подобрать пару по цвету, форме, величине, расположению в пространстве (в, на, под).
  • Нахождение одинаковых предметов по форме, но разных по цвету и наоборот.
  • Определение правого и левого расположения предметов на картинке относительно друг друга.
  • Хождение пальчиком по лабиринтам.
  • Складывание картинки из палочек и спичек по шаблону (например, буквы, цифры, грибочка, геометрической фигуры).
  • Вычеркнуть из множества только определенный элемент (только кружочки, флажочки, букву «А» и т.д.).
  • Определение правой и левой руки, ноги, элементов лица.
  • Нахождение предметов с определенной стороны определенного цвета (слева – желтый шарик, справа – красный).
  • Определение положения предметов (сверху, снизу, впереди, сзади).
  • Построение симметричных узоров (мозаика, пазлы, кубики, конструктор).
  • Нахождение спрятанных букв и цифр.
  • Складывание разрезных картинок из 4-8 деталей и вообще конструирование целостного изображения из деталей по образцу.
  • Запоминание сочетания геометрических фигур в разной последовательности.
  • Проверка состояния ручной моторики («кулак – ребро – ладонь» каждой рукой по очереди, чередование «правый кулак – левая ладонь» и наоборот, переворачивание кистей рук вверх и вниз попеременно – правая тыльной стороной, левая – ладонью, «пальчики здороваются» — все пальчики по очереди смыкаются с большим и т.д.).

Несформированность пространственных представлений в школе

В школе подобные отклонения проявляются нарушениями письма и чтения.

Дети путают буквы и цифры, пишут их в зеркальном отображении, теряют некоторые элементы данных знаков, заменяют схожими, теряют строку и вообще плохо ориентируются на листе бумаги.

Их графо-моторная деятельность слишком дефектна, освоение пространства клетки/линейки в тетради и написание буквенно-символьных знаков в ее пределах вызывает самые серьезные сложности.

При сильном нарушении некоторые школьники совсем не узнают отдельные буквы в изоляции или слове/слоге. Им трудно соблюдать расположение предметов по порядку, заданную относительно друг друга величину, использовать словесные подсказки (верхний левый угол, по диагонали и т.д.

), ориентироваться в большом пространстве (торговый центр, кинозал, столовая).

Они хуже ищут нужное помещение (кабинет, спортивный зал, туалет), узнают знакомые предметы в незнакомом ракурсе (что необходимо для черчения, математики, геометрии, географии), соблюдают направление линий, штриховки, размерности, работают с объемными фигурами.

Программа формирования зрительно-пространственных представлений у детей до 7 лет

В принципе, отталкиваться можно от того списка, какой я привела выше. Все эти упражнения дают ребенку шанс максимально восполнить пробелы в пространственной ориентировке.

В первую очередь учат детей чувствовать свое тело и лицо, узнавать и уметь показывать их элементы правой и левой рукой. Уже потом переходят к исправлению восприятия окружающих объектов, их расположения в пространстве и взаимоотношений относительно друг друга и человека.

На базе этого ребенок учится постигать и буквенно-символьный (искусственно созданный) мир или квазипространство.

Интересные задания на развитие пространственных представлений, примеры

Учимся определять контуры знакомых предметов.

Ищем на зашумленных картинках предметы и показываем (обводим) их.

Определяем положение предметов относительно своего тела: положить куклу справа от себя, мишку – слева.

Пишем буквы и цифры справа/слева от вертикальной черты или какого-либо предмета.

Рисуем по речевой инструкции квадратик в центре листа, справа от него – треугольник, слева – круг, сверху – крестик, снизу – поставить точку (это пример, располагать можно как угодно).

В нижнем левом углу рисуем голубой квадрат, в верхнем левом – красный круг, в верхнем правом – зеленый треугольник, в нижнем правом – желтый ромб (тоже лишь пример).

Постепенно вводим понятие графических диктантов (они могут быть совсем легкими для начала, например, начертание геометрических фигур).

Дорисовываем изображениям недостающие части.

Важно! При простых упражнениях (например, рассмотрении сюжетной картинки) обратите внимание, нет ли искажения в векторе восприятия. Некоторые дети воспринимают информацию инверсивно, то есть наоборот: справа – налево и снизу – вверх.

Учимся определять, какой предмет выше/ниже.

Формируем понимание значений предлогов на уровне импрессии (понимания, внутреннего формирования высказывания). Рассматриваем картинки и проговариваем четко их описание.

Предлоги должны быть прорисованы без двусмысленных посылов. Делайте упражнения на расстановку предметов с ориентировкой на предлоги. Сначала отрабатываем простые: в, на, под, над, из, за, около.

Позже берем сложные предложные конструкции: из-за, из-под и другие.

Больше старайтесь обводить по пунктиру (предметы, цифры, буквы, узоры) – такие пособия стоят копейки и продаются на каждом углу.

При дифференциации предметов по форме, цвету, величине обязательно выделяйте их характерные признаки как можно четче и эмоциональнее.

Складывайте фигуры из палочек и спичек по образцу или памяти.

Реконструируйте буквы и цифры (добавить недостающий элемент). Пишите их в воздухе, на спине, лепите, вырезайте, ощупывайте (можно вырезать алфавит и цифры из плотной бархатной бумаги).

Учитесь отличать оптически сходные изображения букв, цифр, орнаментов и узоров.

Учитесь определять время на рисунке с часами, так как временные понятия у детей с особенностями тоже усваиваются с нарушениями.

Считается, что нарушения оптико-пространственного гнозиса и праксиса поддаются коррекции, если работа с ребенком ведется с раннего возраста в течение 3-4 лет.

Данными вопросами занимаются нейропсихологи, дефектологи, психологи и даже логопеды. И мамы с папами – не исключение.

Я всегда говорю, что основная база подкрепляется именно дома! Педагоги вас направляют, подсказывают, но большую часть отработки тех или иных навыков делают в домашних условиях. Успехов!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: mamasveta.com

Источник: https://naturalpeople.ru/rechevoj-gnozis/

Нарушения слухового гнозиса у детей с особенностями развития и его диагностика – Мама Света

Речевой гнозис

В предыдущей статье я писала, что органы чувств для человека имеют большое значение для его гармоничного развития и с раннего детства позволяют знакомиться с окружающим миром, впитывать необходимую информацию о нем.

Любое отклонение в формировании того или иного органа чувств или сенсорного анализатора влечет за собой патологии развития у ребенка, так как нарушается система действия общемозговых механизмов, ломается связь межполушарного взаимодействия. И сегодня мы поговорим еще об одном достаточно распространенном отклонении — нарушение слухового гнозиса у детей с особенностями развития.

Оно встречается нередко и говорит о том, что малыш не узнает (гнозис – узнавание, представление) и не дифференцирует на слух звуковые раздражители, поступающие извне.

Часто это обусловлено повреждениями вторичных зон височных долей коры головного мозга, вследствие чего на первый план выходит расстройство речи и ее понимания. Ребенок не называет предметы, не запоминает слова (плохая слухоречевая память), у него нарушен фонематический слух, имеются своеобразные нарушения письма, чтения в школьный период.

Специалисты выделяют несколько видов нарушения слухового гнозиса у детей. При невозможности различать неречевые шумы (шум воды, транспорта, бытовых приборов и т.д.

) говорят о невербальной патологии, если же человек не может различать речевые звуки (саму речь, ее мелодику, интонацию), то мы имеем дело с вербальным отклонением (доминантное нарушение).

Как правило, нарушения не лишают ребенка хотя бы частичного понимания речи, потому что он учится опираться на сохранные способности (кто-то различает просодический компонент, кто-то отдельные фонемы и т.д.

), а также пользоваться другими сенсорными анализаторами (зрительный, тактильный, моторный).

Например, ребенок может понимать и называть слова, когда имеет зрительное подкрепление в виде картинок, но без них фонематически схожие слова остаются неузнанными (кошка – ножка, коза – коса, роса – роза, борода – города).

Как проявляется нарушение слухового гнозиса у детей, диагностика

При нормальном слуховом гнозисе акустические сигналы поступают в анализатор поэтапно, где проходят процессы анализа и синтеза. В раннем онтогенезе мир ребенка наполнен фрагментами разных слуховых стимулов, которые постепенно приобретают определенные ассоциации и прочно укореняются в его базе. Так формируется навык узнавания предметов и людей.

И процесс этот основан на вслушивании в речь окружающих. Ребенок может экспериментировать с разными звуками, но постепенно все не принадлежащие человеку звуки уходят из его обихода. Именно так выглядит начавший свое формирование речевой слуховой гнозис.

Малыш вслушивается в каждый звук, ищет его источник, пытается уловить интонацию и весь просодический компонент.

У детей с патологией слухового гнозиса нет раздельного восприятия элементов ряда (фонемы, интонация, темп и т.д.), поэтому чаще речевые и неречевые стимулы идентифицируются как нечленораздельный шум. Часто это никак не связано с физиологическим слухом – он в большинстве случаев присутствует в полном объеме.

Я не буду много писать о сложных понятиях разных видов нарушений слухового гнозиса и зависимости от места их локализации – это не столь важно в объеме данной статьи. Просто несколько слов о том, какие могут быть типы отклонений (слуховых агнозий), чтобы понять, с каким случаем столкнулись конкретно вы.

Гностические слуховые расстройства

Собственно сама слуховая агнозия, при которой сохранен слух, но нет понимания и различия разных звуков, соответственно, и понимания речи.

Самое интересное здесь то, что ребенок может не различать звук на слух, но произносить его, или, наоборот, правильно вычленять его в речи, но произносить неверно. Как вы поняли, нарушения многофакторные и многосоставные.

Некоторые дети не могут воспринять и различить даже те бытовые звуки (скрип двери, шум дождя), которые в норме усваиваются сами по себе, без специального обучения.

Просодический компонент (темп, интонация, ритм, мелодика) чаще остается сохранным, и именно им пользуются малыши с подобным слуховым гностическим отклонением. Для таких проблем требуется почти полное поражение правой височной области, что, к счастью, случается редко.

Кстати, это связано с дисфункцией сенсорной интеграции, что ведет к таким симптомам, как отсутствие даже внимания на речь и свое имя.

Сенсорные алалики и дети с аутизмом – частые обладатели данных нарушений, хотя далеко не каждый ребенок со слуховой агнозией станет алаликом или аутистом.

Аритмия – неспособность воспринимать ритм и воспроизводить его в таком же оформлении, то есть при данном нарушении ребенок не может выдать (и воспринять) определенную последовательность звуков, чередующихся через заданный промежуток времени.

Они также не вычленяют количество звуков и ударов в ритме, последовательность комплексных стимулов. Если попросить ребенка прохлопать количество слогов в слове, он не сделает этого.

Как правило, идет переоценка или недооценка их количества (слово «кошка» может получить один или три хлопка вместо двух, соответственно, в речи оно прозвучит «ко» или «кокаа» и как угодно еще).

При восстановлении такие детки часто заикаются, говорят слишком быстро или чересчур медленно, могут замедляться или ускоряться посередине фразы совершенно не к месту.

Амузия – нарушение восприятия и воспроизведения мелодического компонента только что прослушанной композиции или высказывания.

Дети плохо отличают одну мелодию от другой, музыкальные произведения расстраивают их и не приносят при прослушивании того сенсорного и морального удовлетворения, которое испытывают остальные.

Возникает данное явление при поражении вторичных зон височной области правого полушария.

Нарушение интонационной стороны речи характеризуется слабым узнаванием знакомых , их принадлежности к определенному полу, плохим восприятием и воспроизведением речевых интонаций. Их собственная речь часто звучит сухо, скандированно, без повышения и понижения тональности – в основном в повествовательном оформлении. Поражение бывает в правой височной области.

Нарушение слухоречевой памяти бывает при поражениях вторичных зон височной области левого полушария. Для него характерно слабое удержание в памяти большого количества звуков и слов. Чаще всего речь таких детей наполнена простыми словами и фразами. Они не могут повторить цепочку из нескольких слов (кот – рот – вот), в школе плохо учат стихи и пишут диктанты.

Сенсорная афазия возникает при поражении височных верхних зон левого полушария. Ей характерно плохое различение фонем, схожих по звучанию (Д – Т, В – Ф и др.). При обширных поражениях и большой рече-слуховой нагрузке у детей происходит смешение всех поступающих звуков в обычный бытовой шум и полное отстранение от речи и ее понимания.

Диагностика гностических расстройств слуха

Проведение детальной диагностики нарушений слухового гнозиса у детей с особенностями требует тщательного подхода, чтобы увидеть все недостатки. Педагоги стандартно обращают внимание на следующие критерии.

Состояние неречевого слухового гнозиса.

Ребенку предлагают узнать обычные бытовые звуки, звуки животных и природных явлений, например, шорох листьев, рычание льва, лай собаки, шуршание бумаги, стук в дверь, удар в барабан, звук колокольчика и т.д.

Просьбы и инструкции можно подкреплять сюжетными картинками. Малыш должен узнать знакомый звук, а также самостоятельно его попытаться воспроизвести (праксис – действие) или указать на картинку со схожим изображением.

Достаточно просто проверяется способность воспринимать и узнавать высоту, темп, тембр и интонацию . Взрослый звукоподражает животным и их детенышам и просит ребенка узнать, кто издал звук. Сила голоса меняется (громко – тихо, медленно – быстро). Ребенок должен узнать объект в любом случае, а также попытаться повторить звуки с такой же просодической интерпретацией.

Для определения проблем с различением близких по звучанию фонем (фонематический слух) предлагается сделать несколько заданий в игровой форме (моей дочке они безумно нравятся).

  • Показываем картинку, на которой изображена, например, кошка. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда вы (взрослый) произнесет слово правильно, и начинаем коверкать звучание: коська, кока, гошка, мошка. В конце говорим правильно (ребенок должен хлопнуть в ладоши). Сейчас моя дочка выполняет более усложненный вариант. Я прошу ее хлопать правой ладошкой по столу всегда, когда она слышит неправильное звучание. Она меня еще и исправить пытается каждый раз)))
  • Ну, и классика жанра – проверка, как четко ребенок различает схожие фонемы в словах, звучащих почти идентично. Используем наглядный материал. Ребенок должен показать пальчиком на картинку, когда слышит слово (коза – коса, бочка – почка, нос – воз и т.д.). При наличии экспрессивной речи предлагаем повторить данные пары. Только учтите тот факт, что слова берутся, те, чья семантика ясна тестируемому.

Эти простые пробы выявляют недостаточность акустического анализа. Для детей от 6-7 лет можно брать задания сложнее. Например, дать одну картинку (роза) и предложить из 5-6 других выбрать ту, изображение на которой похоже звучит.

Слухоречевая память проверяется через упражнение с повторением цепочки слов или слогов, например, таз – раз – ваз – газ, ва – ба – фа – па. Если элементы ряда теряются, значит, есть проблемы. При этом если дать зрительное подкрепление в виде картинок в той же последовательности, ребенок, скорее всего, выдаст весь набор слов.

Обязательно стоит выполнить задание на дифференциацию слогов.

Ребенок может хлопнуть в ладоши или выполнить какое-то еще движение, когда слышит в потоке новый слог (ма – ма –ма –ма –му – ма – ма – ми – ма – ма – ма – мы).

Из более коротких цепочек можно предложить убрать лишний слог – ребенок его просто называет или хлопает в ладоши (можно подготовить специальные сигнальные кружочки красного цвета, которые будут использоваться в качестве знака выявления лишнего элемента).

Навыки звукового анализа слова

  • Предлагаем ребенку каждый раз брать кружочек красного цвета, когда он слышит звук «М» в словах (мама, мышь, собака, луна, молоко, ветер, живот, комар).
  • Раскладываем картинки на две стопки: в одной – слова со звуком «П», в другой – со звуком «Б».
  • Закончить слово, опираясь зрительно на картинку. Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает его. Попробуйте делать это без вспомогательных средств (картинок). Может ли ребенок узнавать слово только на слух, опираясь на его частичное звучание?
  • Называем первый и последний звук в слове. При усложненном варианте предлагаем раскрасить звуковую схему.

Для выявления проблем с ритмом предлагаем ребенку прослушать, а затем воспроизвести те же звуки в том же количестве. Взрослый стучит 1 раз по столу – ребенок повторяет, затем взрослый стучит 2, 3, 4 раза, а испытуемый должен повторить. Можно снижать громкость стука и повышать – все это ребенок с нормотипичным развитием, без нарушений слухового гнозиса, делает автоматически.

Узнавание . Запишите голоса знакомых и родственников, голос самого ребенка и предложите прослушать.

Узнает ли он всех говоривших? Дело в том, что звучание собственного голоса бывает совершенно иным на пленке, так как звук не проходит через те внутренние ощущения и вибрации, которые бывают при говорении вслух и прислушивании к своей речи. Предложите ребенку сказать что-то ласково, грубо, с грустью или радостно. Он может менять голос, интонацию, темп?

Как правильно оценить результаты диагностики слухового гнозиса  у детей

При оценке показателей учитывайте многие факторы, которые могли исказить ответ (реакцию) ребенка. Помним, что маленькие дети до 3-4 лет сильно зависимы от удовлетворения физиологических потребностей (есть, спать, сходить в туалет).

Не забывайте учитывать состояние вербального и невербального интеллекта, речи.

Ребенок может не говорить, но при этом многое понимать – требовать в таком случае четкого выполнения инструкций, где нужно что-то озвучить, непрофессионально и просто жестоко по отношению к нему.

Стоит отметить, что существует разница между ошибками, сделанными по причине моторных нарушений у ребенка (ему сложно физически сказать, показать, сделать) или по причине персевераций (патологическое зацикливание на эмоциях, действии, мысли), а также по причине собственно нарушений слухового гнозиса.

Продумайте организацию занятия: сделайте вводную часть, в которой стоит замотивировать ребенка, после приступайте к упражнениям с подробным разъяснением, что и как делать. Не забывайте о дозированной выдаче материала, иначе у тестируемого будет эмоциональный, умственный и сенсорный перегруз. Обязательно проведите заключительную часть и похвалите его.

При небольших затруднениях можно повторить инструкцию и шаблон выполнения – это не столь критично. Если ребенок выполняет 85-90% заданий правильно, пользуется вашей помощью, не отказывается от выполнения без видимой на то причины, значит, слуховой гнозис не имеет нарушений.

Задания, выполненные верно наполовину или невыполненные вовсе, говорят о проблемах. Обратите внимание, на каких пунктах тормозил ребенок, почему он затруднялся, что мешало выполнить предложенное.

Может ли малыш при многократном воспроизведении материала взрослым все-таки сделать упражнение верно?

Если вы не знаете, каков уровень ребенка на данный момент, лучше начинать с самых простых заданий, а по мере их выполнения усложнять материал. Учитывайте тип ведущей деятельности при тестируемой возрастной категории. У детей до 10 лет игровая является ведущей.

В следующих статьях мы обязательно поговорим о том, как развивать слуховой гнозис (неречевой и речевой), какие делать упражнения, в этой же мне осталось пожелать вам здоровья и правильной диагностики! Помните, чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов максимально скорректировать ее и вывести до условной нормы!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/narusheniya-sluxovogo-gnozisa-u-detej-s-osobennostyami-razvitiya-i-ego-diagnostika.html

Гнозис и праксис – что это? Нарушение гнозиса. Гнозис – это..

Речевой гнозис

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с такими интересными понятиями, как “гнозис” и “праксис”. Что это такое, какие бывают виды нарушений, что считать нормой – обо всем этом мы и поговорим сегодня. Статья будет особенно полезна психологам.

Гнозис и его расстройство

“Гнозис” – это термин, который переводится с греческого языка как “узнавание”. Следовательно, нарушения его являются нарушениями узнавания, которое осуществляется по чувственным восприятиям.

Ориентировка человека в окружающем мире непосредственно связана с определением пространственной соотнесенности, величины, формы предметов, а также с пониманием значения, заключенного в названии каждого из них. Запас сведений о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти.

Если высшие гностические механизмы поражены, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако интерпретация их, сверка полученных данных с хранящимися в памяти образами нарушаются, что приводит к агнозии, при которой расстраивается гнозис.

Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но при этом ощущение их “знакоместа” теряется. В результате окружающий мир, который ранее был знаком человеку в деталях, делается чуждым, лишенным значения, непонятным.

Гнозис – это то, что следует представлять себе не просто как распознавание, сопоставление образа. Это процесс его непрерывного уточнения, обновления, конкретизации. Образ хранится в матрице памяти. Обновление его происходит из-за повторного сопоставления с полученной информацией.

Полная дезориентировка наблюдается при тотальной агнозии. Такое нарушение, однако, встречается редко. Намного чаще расстройство гнозиса происходит лишь в отдельной анализаторной системе. При этом выраженность агнозии может быть разной. Это зависит от того, какова степень поражения.

Зрительные агнозии

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов.

В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как “нечто розовое, круглое”.

Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д.

Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице.

Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом.

При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: “Не вижу”, “Не знаю”.

Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

Слуховые агнозии

Они возникают тогда, когда височная доля поражена в районе извилины Гешля. Человек при этом не может узнать звуки, знакомые ему ранее: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и др.

Слуховой гнозис в этом случае нарушен. Амузия наблюдается тогда, когда больной не способен определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии.

При некоторых ее видах больной не может определить и их частоту.

Сенситивные агнозии

Бывают и сенситивные агнозии, которые возникают в результате нарушения узнавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти расстройства появляются в случае поражения теменной области. К ним относится, например, расстройство схемы тела, или астереогноз.

В некоторых случаях человек не просто не способен определить на ощупь некоторый предмет, но и составить представление о его форме, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к сенситивным агнозиям. При ней человек не осознает своего дефекта, к примеру, паралича.

К сенситивной агнозии можно отнести фантомные нарушения.

Обонятельные и вкусовые агнозии

Они наблюдаются редко. Узнавание запахов, кроме того, очень индивидуально. Оно связано в большой степени с личным опытом каждого человека.

Особенности обследования

Необходимо учесть, что обследование детей имеет свои особенности. В этом случае далеко не всегда можно констатировать нарушение гнозиса.

Маленький ребенок, к примеру, может просто еще не уметь правильно определять части своего тела. Это же необходимо учитывать и тогда, когда проводится исследование гнозиса лиц, страдающих слабоумием.

В этих и подобных случаях, конечно, нельзя вести речь о расстройстве схемы тела.

Праксис

Вы уже знаете, что гнозис – это узнавание. А что же такое праксис? Это целенаправленное действие. Каждый из нас в процессе жизни усваивает множество специальных двигательных актов.

При этом многие из них автоматизируются, поскольку участие в их формировании принимают высшие корковые механизмы.

Такие навыки становятся через некоторое время неотъемлемой способностью человека, подобно простым движениям.

Когда появляются апраксии

Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения.

Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область).

Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.

Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева.

В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы.

Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.

В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Виды апраксии

Если рассматривать апраксию с точки зрения клинических проявлений, можно выделить следующие ее основные виды: конструктивную, идеаторную и моторную. Вкратце остановимся на каждой из них.

Моторная апраксия

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить.

Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание.

Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

Идеаторная апраксия

В случае этого расстройства больной не способен выполнять заданные действия с воображаемыми или реальными предметами. К примеру, он не может показать, как размешивают в стакане сахар или причесываются.

Однако в то же время сохраняются действия по подражанию. В отдельных случаях человек может, не задумываясь, автоматически выполнять те или иные действия.

Он способен, например, автоматически застегнуть пуговицу, но не может это осуществить целенаправленно.

Конструктивная апраксия

Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.

Гнозис в нейропсихологии

Речевой гнозис

Определение 1

Гнозис – это собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания стимулов разной модальности.

Функции, развивающиеся на базе ощущений, в психологии называются представлениями, а в нейропсихологии они носят название гнозис.

В психике человека гнозис появился на определенном этапе развития в результате ассоциативных связей между отдельными анализаторами. Первоначально их работа была изолирована друг от друга, но в дальнейшем они стали передавать друг другу информацию. В результате, одни ощущения, объединившись с другими, перерабатывались в сложные навыки – гностические.

Каждый анализатор имел свою надстройку в виде специфичного для него вида гнозиса. Например, малыш знакомится с погремушкой и на основе зрительных ощущений усваивает её зрительный образ. Он ещё не знает, что погремушку можно потрясти, и она издаст звук. Манипулируя погремушкой дальше, малыш связывает зрительный образ погремушки с издаваемым звуком.

Таким образом, зрительное ощущение связывается со слухом. В дальнейшем, при звуке погремушки, ребенок может её отыскать среди других игрушек – зрительные и слуховые ощущения становятся ассоциативно связанными.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

В нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, относящиеся к погремушке, стали интегрированными.

Замечание 1

Термин гнозис означает узнавание.

Выделяемые специалистами виды гнозиса соответствуют рецепторам человека, степень значимости их различна.

Для современного человека, например, менее важны обонятельный и вкусовой гнозис по сравнению со слуховым, тактильным, зрительным.

Для древнего человека большое значение имели тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения, часть которых с появлением гнозиса, стала отмирать.

Современные знания стали заменой в непосредственных ощущениях и сегодня более актуальными остались зрительный и слуховой гнозис.

Замечание 2

Надо сказать, что и остальные виды гнозиса играют свою роль в психической жизни человека в определенных ситуациях.

Гнозис и его виды

Чтобы ориентироваться в окружающей действительности важное значение имеет предметный зрительный гнозис, благодаря которому человек способен различать предметы. Его формирование начинается с узнавания реалистических изображений и реальных предметов.

До 2-х летнего возраста ребенку интересны игрушки и картинки, максимально приближенные к оригиналу. С игрушками, которые являются копией животных, мебели, посуды, ребенок быстро усваивает мир окружающих его предметов.

Усложняется зрительный гнозис с 2-летнего возраста, когда у ребенка появляется интерес к стилизованным изображениям, типа «мультиков».

Постепенно развивается и цветовой гнозис – сначала усваиваются более яркие цвета, такие как синий, зеленый, красный. Позже идет усвоение менее ярких – белого, черного, коричневого, оранжевого.

Детям свойственно «свободное обращение» с цветом, траву, например, они могут изобразить красным цветом, а небо – зеленым и это вполне допустимо.

На выбор цвета влияние оказывает психологический фактор.

При изображении предметов могут не соблюдаться пропорции, и до 5-летнего возраста это считается нормальным явлением.

Цветовой спектр и их оттенки усваиваются ребенком только с 6-7 –летнего возраста.

Правильно подобранный к цвету оттенок, говорит о зрелости цветового зрительного гнозиса.

К особому виду зрительного гнозиса относится лицевой гнозис, формирование которого происходит изолированно от остальных видов.

Первым лицом, которое ребенок усваивает зрительно, является лицо матери, а позже различаются и запоминаются другие лица.

Тесную связь с развитием мышления имеет симультанный гнозис – это способность укладывать детали в единое целое и видеть сложное изображение полностью.

Что касается слухового гнозиса, то важно, чтобы в ранний период онтогенеза малыш имел способность прослеживать, следующие друг за другом, цепочки слуховых стимулов – мелодий, слов. Один фрагмент слуховой информации в целом не обеспечивает её понимания.

В составе единого слухового анализатора две функциональные системы:

  • восприятие речевых звуков;
  • восприятие неречевых звуков.

Для человека наиболее важно речевое слуховое восприятие. Оно организовано в фонематическую систему, которая формируется в системе данного языка.

Распознавание поверхности на ощупь, узнавание формы предмета, текстуры материала, принятие тепловых и болевых сигналов – это способность, которую обеспечивает тактильный гнозис.

Понятие праксиса в нейропсихологии

Определение 2

Праксис – это предметное действие, в запасе у человека их великое множество.

Рисунок 1. Праксис. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Среди самых простых можно назвать одевание, потребление пищи, среди сложных будут профессиональные навыки.

Учение о праксисе было создано немецким неврологом К. Липманном, который подчеркивал, что праксис является системой не только предметных, но и произвольных действий.

Определение 3

Нарушенная способность воспроизводить эти действия получила название апраксии.

Способность выполнять действия произвольно теряется у больных с апраксией, но эти же действия непроизвольно могут легко ими выполняться.

В период онтогенеза ребенок нуждается в разнообразии предметов и в первую очередь это игрушки, главной из которых является погремушка. Именно погремушка стимулирует слуховой и зрительный гнозис, кистевой праксис и в целом вырабатывает направленность внимания.

Существует символический праксис, когда у человека существует способность выполнять смысловые предметные действия без самого предмета – это различного рода смысловые жесты.

Язык жестов оттеснен у слышащих людей на второй план, но, в ряде ситуаций им пользуются, например, чтобы не разбудить спящего человека, особенно ребенка.

На особом месте находится пальцевый праксис, свидетельствующий о значительной степени дифференцированности кистевых действий.

Груднички с 5-6 месяцев любят играть с пальчиками, проявляя в это время осмысленный указательный жест. Это принципиальное отличие человека от животного.

Более сложным является оральный праксис, который формируется на основе более абстрактных действий.

Среди движений орального праксиса такие как поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, подуть и др. Оральный праксис – это подготовительная фаза речевого развития.

Объем и качество оральных навыков оказывают влияние на усвоение нормативного звукопроизношения.

Из всех видов праксиса самым сложным является способность произносить звуки речи и слова – это артикуляционный праксис.

Предметом для какой-либо артикуляционной позы служит акустический образ. Ребенок подгоняет под слышимый звук речи артикуляционный уклад, безусловно, не сразу, а постепенно приближаясь к нужному результату.

А.Р. Лурия выделяет афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса:

  • Первый вид праксиса означает способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады.
  • Второй вид праксиса означает способность произносить серии звуков речи.

Существует принципиальное отличие эфферентного праксиса от афферентного, которое заключается в том, что эфферентный праксис требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую.

По способу исполнения эти переключения достаточно сложны.

Замечание 3

Слово, таким образом, это не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия, овладение которой происходит на основе специальных программ, заложенных в самом слове, поэтому малыши сначала осваивают самые простые из них – лепет и слова мама и папа и только потом осваиваются более сложные.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/neyropsihologiya/gnozis_v_neyropsihologii/

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: