Родительский авторитет зачем он нужен консультация

Содержание
  1. Как формировать родительский авторитет
  2. Виды «ложного авторитета» по Макаренко
  3. Формирование родительского авторитета
  4. И снова: начать с себя!
  5. Что такое родительский авторитет, его виды, как заработать и сберечь ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
  6. Авторитет любви
  7. Авторитет доброты
  8. Авторитет дружбы
  9. Авторитет подавления
  10. Авторитет педантичности
  11. Честность и открытость — вот залог успеха
  12. Родители не учат детей уважению к взрослым
  13. Авторитет, границы и требования
  14. Виды «ложного авторитета» по Макаренко
  15. Формирование родительского авторитета
  16. И снова: начать с себя!
  17. Авторитет родителей – откуда берется и кому он нужен? – Развитие личности
  18. Теория безусловного родительского авторитета
  19. Авторитарный подход в воспитании
  20. Последствия авторитарного подхода в воспитании
  21. Авторитет родителей в воспитании детей
  22. Основные виды родительского авторитета: их типология и характеристики
  23. Ложный авторитет
  24. Истинный авторитет
  25. Факторы, влияющие на формирование авторитета
  26. Распространенные ошибки в семейном воспитании
  27. Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка
  28. Авторитет мамы
  29. Авторитет папы
  30. Советы психолога для повышения авторитета
  31. Как родителям вернуть и завоевать авторитет у ребёнка
  32. Как заработать авторитет у ребёнка в неполной семье

Как формировать родительский авторитет

Родительский авторитет зачем он нужен консультация

Принимая главенство взрослых, любой ребенок проверяет установленные родителями границы. Авторитет – как раз признание этих границ.

Стоит обратить внимание на несколько характерных признаков «нарушенных границ» в детско-родительских отношениях:

  • ребенок спит с родителем (чаще всего с мамой) в одной постели;
  • ребенок входит в родительскую комнату без стука;
  • ребенок бесцеремонно влезает во взрослые разговоры, требуя к себе внимания;
  • ребенок игнорирует замечания матери или отца;
  • ребенок озлобляется или устраивает истерику, если не получает желаемого.

Общение с ребенком ответственного родителя предполагает одновременно заботу, требовательность и уважение.

На повышение авторитета родителей работают следующие требования:

  • дети должны знать правила общения со старшими и придерживаться их;
  • детей необходимо приучать выполнять требования матери и отца;
  • при попытке нарушения установленных правил родителям необходимо проявлять твердость.

Авторитет бывает разным. Следует знать о существовании некоторых видов ложного авторитета.

Виды «ложного авторитета» по Макаренко

Макаренко выделил несколько видов так называемого ложного авторитета, то есть тех приемов, с помощью которых родитель пытается добиться послушания.

Среди них авторитет подавления. Авторитет слабаков, как правило, применяется людьми далекими от культуры, когда родитель настолько в себе не уверен, что полагает, что он должен ругать, наказывать, гнуть в бараний рог, брать в ежовые рукавицы, держать в страхе и повиновении. Это не авторитет, а авторитаризм.

Схож с ним авторитет педантизма, когда родители считают, что все, сказанное ими, должно восприниматься детьми как уже принятый закон – без обсуждений и возражений.

Авторитет резонерства – бессмысленный и беспощадный – заключается в ханжеской добродетельности, бесконечных нотациях и нудных назиданиях. Выдувается из детских ушей, не успев осесть, свежим ветром живого жизненного опыта, страстных порывов, игр и шалостей.

Некоторые родители практикуют авторитет расстояния: они считают, что дети должны их слушаться только на том основании, что они отец и мать, при этом не принимают участия в их воспитании и держат дистанцию, чаще всего перепоручая детей бабушке. В этом случае родители не стремятся разговаривать с детьми, не помогают решать детские проблемы, а живут своей жизнью.

При авторитете чванства родители считают себя самыми умными, важными и нужными и демонстрируют свою исключительность на каждом шагу: толкуют о своей важности и высокомерно относятся к людям.

Авторитет любви – это бесконечное сюсюканье и потакание, когда надутые губки воспринимаются как катастрофа, и, в свою очередь, ребенок должен подчиняться, потому что «ведь он любит мамочку». Так он учится быть расчётливым манипулятором, эгоистом и лжецом.

Схож с ним авторитет доброты, когда родители все разрешают и бесконечно гладят по головке, несмотря на «закидоны» всё больше и больше наглеющего дитяти.

Недалеко ушел и авторитет подкупа, когда послушание достигается подарками и обещаниями.

Ну и авторитет дружбы, который применяют родители, не готовые взять на себя ответственность быть главными. Ни о какой дружбе здесь речи не идет, ведь панибратство разрушает авторитет.

Не стоит посыпать голову пеплом тем родителям, которые порой путаются в понятиях и допускают запрещенные приемы ложного авторитета: работая над ошибками, стоит стремиться к развитию здорового родительского авторитета.

Формирование родительского авторитета

В основании родительского авторитета лежат три основных момента.

Родители осознают, что они – ответственные взрослые люди

Это значит, что взрослые с детьми не спорят. Обязателен диалог, но не спор.

Родители на детей не обижаются: обижаясь, взрослые возвращаются в детское состояние и не могут поступать соответственно положению и возрасту.

Родители учитывают и понимают потребности ребенка

Родители осознают, что ребенку необходимо. Это не потакание всем «я хочу/я не хочу», а «нам надо сделать вот так, потому что…», «это необходимо для того, чтобы…».

Для понимания детей существуют две возможные стратегии: или вспомнить себя в этом возрасте и прочувствовать ситуацию, или представить себя взрослого в похожей ситуации.

Родители стараются принять своего ребенка таким, какой он есть

Не все в детях устраивает родителей. Дети же любят нас такими, какие мы есть – со всеми недостатками и достоинствами. Поэтому надо говорить сыну или дочке, что нас не устраивает их поведение, запретить что-то, но не разочаровываться и всегда верить в них.

И снова: начать с себя!

Авторитетный родитель – это взрослый, который умеет требовать. Но требовать не только с ребенка, но и с себя.

Для ребенка родители – самые сильные, смелые, знающие, мудрые люди. Его нравственный идеал. Да что там! Они просто идеал. Поэтому придется как минимум соответствовать этому. То есть воспитывать себя, а дети подтянутся. Трудно убедить мальчишку-подростка, что сигареты – это «фу-фу-фу», когда сам смолишь одну за другой. Любые двойные стандарты считываются детьми на раз.

Авторитетные взрослые – это люди, которых нельзя не слушать и не уважать: это люди с огромным духовным, нравственным и практическим потенциалом. Стараться стать такими для своих детей – родительская задача.

Родитель может допускать ошибки, но должен уметь признать их. Может решить проблему, в том числе проблему ребенка. Может защитить ребенка, если это необходимо, и остановить его, если тот неправ. Не отказывает в поддержке и любви, не потакает капризам и остается принципиальным. Устанавливает жесткие границы, пространство внутри которых свободно.

Родительский авторитет может исходить лишь от взрослого человека, который берет на себя ответственность за себя, свою жизнь, свою семью и своих детей. Взрослого, к которому хочется обратиться, если не знаешь, как поступить, а если знаешь – поделиться результатом, будучи уверенным в искреннем участии, сочувствии, честности, справедливости и взаимоуважении.

Майя Ишметова

Кем вас видит ваш ребенок?

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-formirovat-roditelskiy-avtoritet/

Что такое родительский авторитет, его виды, как заработать и сберечь ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Родительский авторитет зачем он нужен консультация

Семья для любого ребенка считается наиважнейшим фактором в формировании его как личности. Проживание в семье включает в себя:

  • образование родителей и детей;
  • положение в обществе;
  • материальную составляющую.

Все аспекты поведения ребенка напрямую зависят от условий проживания.

Что включает в себе понятие «авторитет родителей»? Как получается, что у кого-то он есть, а у кого-то его нет?

В переводе с иностранного языка, слово авторитет означает властность. Получается, что влияние старших членов семьи на детей, это основное достойное знание, воспитывающее уважительное отношение к родителям, а значит, и к другим людям.

Бытует мнение, что авторитет родителей приходит сам по себе. Сразу скажем, что такое суждение неверное. На самом деле, это самоотверженный, ежедневный труд обоих родителей. Действия родителей, мироощущение и повествования взрослых по отношению к посторонним людям, это составляющие родительского авторитета перед детьми.

Иначе говоря, основным условием родительского престижа, является личное участие и социальная позиция в обществе и производстве. Такие сознательные родители наверняка знают, чем живут и в чем нуждаются их дети. Они, в соответствии с конкретной ситуацией, готовы помочь или оказать помощь своим детям. А это самое ценное в семейных отношениях.

Если родители готовы меняться в современных условиях, они должны прислушиваться к своим деткам, и даже, не бояться принять критику от них.

Современный мир полон открытий и дети умеют много из того, чего не под силу их родителям. Поэтому, если родители хотят поддержать или восстановить свой авторитет, нужно быть гибкими по отношению к своим детям, не стесняться интересоваться новыми темами.

Приобретение настоящего авторитета может быть организовано в любой семье. Достаточно понимать, что это совместный труд родителей. Однако, существует понятие анти-престижа. Возможные недочеты в воспитании следует отличать от положительного престижа. Об этом поговорим далее.

Авторитет любви

Один из видов анти-престижа, это показатель родительской любви. Такие родители убеждены, что, если бесконечно называть ребенка нежными словами, то в ответ они станут любить своих предков.

Мало того, избыток ласки в виде «обнимашек» сыплются на детей в таком избыточном количестве, что со стороны просто приторно становится быть свидетелем такого зрелища. Семья погружается в сентиментальности порой наигранно и неестественно. Делают это напоказ, в местах скопления большого количества «зрителей».

И ошибкой таких родителей считается заблуждение, что в ответ на это ребенок должен все делать из любви к родителям. А ведь важные аспекты воспитания проходят мимо в таких отношениях.

Авторитетная любовь несет опасность детям.

Она формирует почву для эгоизма. Ребенок замечает, что если с добрым выражением лица делать глупости и пакости, то родителей можно обмануть. Даже «надуть губы» можно, глядя в лицо родителям, как бы демонстрируя, что любовь прошла.

И вот уже маленький манипулятор с циничным расчетом добивается своих целей. При этом он никого не любит, а только подбирается к людям с расчетом получить какой-то результат.

Бывает, что к родителям любовь сохраняется, но к остальным людям нет ни чувства товарищества, ни симпатии.

Такой вид авторитетной любви опасен тем, что вырастают неискренние и лживые люди. А первые жертвы эгоизма — это собственные родители.

Авторитет доброты

На данном примере тоже послушное поведение добивается через любовь, только в этом случае, оба родителя проявляют слабость. Мать и отец, будто добрые волшебники, позволяют ребенку все, что тот пожелает и предпочитают оберегать его от конфликтов. Мир в семье и семейное благополучие превыше всего. Вскоре, в такой семье, дети берут инициативу в свои руки и командуют всеми.

Родительское повиновение открывает бескрайний простор капризам, требований и желаний. А когда родители решаются на сопротивление, то уже почти невозможно исправить ситуацию. Отрицательный опыт плотно вошел в голову ребенка и ему он кажется не плохим, а очень даже удобным.

Авторитет дружбы

Иногда между матерью и дочкой, отцом и сыном наблюдаются дружественные отношения.

Так ли это хорошо, как может показаться? Специалисты говорят, что родители не должны становиться друзьями своим детям в привычном понимании. Между ними должны оставаться границы: дети — это воспитанники.

А родители — старшие члены семейства. Иначе возникает опасность противоположного эффекта: дети начинают воспитывать предков. Это плохой пример для подражания.

Часто именно в благополучных семьях наблюдается такая картина. Обращения по именам, вроде, «Ванька» или «Машка», видится не иначе как панибратство и отсутствие всякого уважения. Не говоря уже о дружбе. Нельзя быть друзьями без капли уважения.

Ценности бывают разными. В семьях с отсутствием авторитета, родители кичатся тем, что у них имеется. А именно, хвастаются преимуществами в чем-либо. Дети в таком случае вырастают потребителями с расчетливым подходом. Пренебрежительное отношение к окружающим у них на первом месте. Культ связей или денег подчеркивается ими в любой обстановке. Дети демонстрируют холодную расчетливость и лень.

Авторитет подавления

Если вам доводилось встречаться с самодурами и безвольными людьми, то очевидно, они вышли из семьи с авторитарным отцом. Отец проявлял раздражение и удерживал в страхе всех членов семьи.

Он не общался с ребенком, а склонял сторониться родительского гнева. Так возникает детское вранье, и мягкотелость. Пугливые и неуверенные в себе малыши становятся слабохарактерными и подавленными людьми.

Они всю жизнь расплачиваются за свое неудачное детство.

Авторитет педантичности

Если постоянно поучать назидательным тоном своих детей, в их сознании сложится типаж родителей-болтунов, которых можно не слушать, а просто игнорировать их слово-поток. Родители уверены, что поучают мудрости.

Но в действительности, забывают, что жизнь детей отличается от их собственной и этот факт требует уважения.

Привычка размышлять придет к таким детям гораздо позже и осознание непогрешимости родителей больно отзовется в сознании юного человека.

Честность и открытость — вот залог успеха

Полноценная семья отличается крепкими отношениями и пускать на самотек поступки ее членов крайне нежелательно. Нужно отдавать себе полный отчет за честность и открытость отношений.

Это быть в курсе событий и интересов своего ребенка. Знание всех учителей и друзей своего чада. Любая деятельность должна быть под контролем.

Тогда вам удастся избежать неприятных сюрпризов, а о вашем авторитете можно будет говорить с гордостью.

Если родители пользуются уважением своих детей, то это означает, что родительский престиж на высоте. Вот некоторые истины для хороших семейных отношений:

  • родителям следует правильно строить общение с детьми;
  • родителям стоит избегать отрицание к своим детям;
  • применять творческий подход не возбраняется;
  • умение слушать и слышать;
  • не надо быть провокатором конфликтов.

Если в семье родители относятся к ребенку, как к человеку «с большой буквы», можно с уверенностью сказать, что семейная атмосфера на высоте.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/chto-takoe-roditelskiy-avtoritet.html

Родители не учат детей уважению к взрослым

В нашу редакцию все чаще приходят письма такого рода: «Ничего не интересует! Кроме игр и общения в гаджетах, ничего не делает», «Ему только 6 лет, а я уже для него пустое место», «Мы стараемся для него, а он родителей ни во что не ставит», «Сын часто заявляет: «Как это – нельзя? Я хочу!!!» и т. п. Причины таких историй в отсутствии у взрослых умения устанавливать личные границы, поддерживать родительский авторитет, а также в нарушении формата общения с ребенком.

В ходе опроса, проводившегося в июле этого года в нескольких регионах России развлекательной соцсетью «Фотострана», выяснилось, что родители не учат своих детей уважать старших. Из 15 тысяч человек, принимавших участие в опросе, лишь 8% считают, что ребенок должен знать о субординации и уважать старших.

Родители и не пользуются большим авторитетом. Согласно анкетированию третьеклассников одной из школ Балтийска, на вопрос «С кого ты бы хотел брать пример», 9% ответили – мама, 3% – папа, 40% – литературный герой, 48% – разное.

Возможно, такое положение вещей можно объяснить нехваткой времени родителей на общение с детьми.

Ученые РЭУ им. Г.В. Плеханова на основе всероссийского опроса, проведенного в прошлом году, выяснили: 41% родителей считают, что мало времени проводят с детьми, и только 15% подростков едины с ними во мнении, большинство же (54%) считают, что общения с родителями достаточно. 14% опрошенных хотели бы проводить со своими детьми поменьше времени, и с ними согласны 19% подростков.

Родительская любовь и забота имеют значение для 66% и 56% детей соответственно. Понимание очень важно для 43% подростков, для 35% – поддержка в тяжелый период, для 31% – обсуждение интересных и насущных проблем.

Авторитет, границы и требования

Принимая главенство взрослых, любой ребенок проверяет установленные родителями границы. Авторитет – как раз признание этих границ.

Стоит обратить внимание на несколько характерных признаков «нарушенных границ» в детско-родительских отношениях:

  • ребенок спит с родителем (чаще всего с мамой) в одной постели;
  • ребенок входит в родительскую комнату без стука;
  • ребенок бесцеремонно влезает во взрослые разговоры, требуя к себе внимания;
  • ребенок игнорирует замечания матери или отца;
  • ребенок озлобляется или устраивает истерику, если не получает желаемого.

Общение с ребенком ответственного родителя предполагает одновременно заботу, требовательность и уважение.

На повышение авторитета родителей работают следующие требования:

  • дети должны знать правила общения со старшими и придерживаться их;
  • детей необходимо приучать выполнять требования матери и отца;
  • при попытке нарушения установленных правил родителям необходимо проявлять твердость.

Авторитет бывает разным. Следует знать о существовании некоторых видов ложного авторитета.

Виды «ложного авторитета» по Макаренко

Макаренко выделил несколько видов так называемого ложного авторитета, то есть тех приемов, с помощью которых родитель пытается добиться послушания.

Среди них авторитет подавления. Авторитет слабаков, как правило, применяется людьми далекими от культуры, когда родитель настолько в себе не уверен, что полагает, что он должен ругать, наказывать, гнуть в бараний рог, брать в ежовые рукавицы, держать в страхе и повиновении. Это не авторитет, а авторитаризм.

Схож с ним авторитет педантизма, когда родители считают, что все, сказанное ими, должно восприниматься детьми как уже принятый закон – без обсуждений и возражений.

Авторитет резонерства – бессмысленный и беспощадный – заключается в ханжеской добродетельности, бесконечных нотациях и нудных назиданиях. Выдувается из детских ушей, не успев осесть, свежим ветром живого жизненного опыта, страстных порывов, игр и шалостей.

Некоторые родители практикуют авторитет расстояния: они считают, что дети должны их слушаться только на том основании, что они отец и мать, при этом не принимают участия в их воспитании и держат дистанцию, чаще всего перепоручая детей бабушке. В этом случае родители не стремятся разговаривать с детьми, не помогают решать детские проблемы, а живут своей жизнью.

При авторитете чванства родители считают себя самыми умными, важными и нужными и демонстрируют свою исключительность на каждом шагу: толкуют о своей важности и высокомерно относятся к людям.

Авторитет любви – это бесконечное сюсюканье и потакание, когда надутые губки воспринимаются как катастрофа, и, в свою очередь, ребенок должен подчиняться, потому что «ведь он любит мамочку». Так он учится быть расчётливым манипулятором, эгоистом и лжецом.

Схож с ним авторитет доброты, когда родители все разрешают и бесконечно гладят по головке, несмотря на «закидоны» всё больше и больше наглеющего дитяти.

Недалеко ушел и авторитет подкупа, когда послушание достигается подарками и обещаниями.

Ну и авторитет дружбы, который применяют родители, не готовые взять на себя ответственность быть главными. Ни о какой дружбе здесь речи не идет, ведь панибратство разрушает авторитет.

Не стоит посыпать голову пеплом тем родителям, которые порой путаются в понятиях и допускают запрещенные приемы ложного авторитета: работая над ошибками, стоит стремиться к развитию здорового родительского авторитета.

Формирование родительского авторитета

В основании родительского авторитета лежат три основных момента.

Родители осознают, что они – ответственные взрослые люди

Это значит, что взрослые с детьми не спорят. Обязателен диалог, но не спор.

Родители на детей не обижаются: обижаясь, взрослые возвращаются в детское состояние и не могут поступать соответственно положению и возрасту.

Родители учитывают и понимают потребности ребенка

Родители осознают, что ребенку необходимо. Это не потакание всем «я хочу/я не хочу», а «нам надо сделать вот так, потому что…», «это необходимо для того, чтобы…».

Для понимания детей существуют две возможные стратегии: или вспомнить себя в этом возрасте и прочувствовать ситуацию, или представить себя взрослого в похожей ситуации.

Родители стараются принять своего ребенка таким, какой он есть

Не все в детях устраивает родителей. Дети же любят нас такими, какие мы есть – со всеми недостатками и достоинствами. Поэтому надо говорить сыну или дочке, что нас не устраивает их поведение, запретить что-то, но не разочаровываться и всегда верить в них.

И снова: начать с себя!

Авторитетный родитель – это взрослый, который умеет требовать. Но требовать не только с ребенка, но и с себя.

Для ребенка родители – самые сильные, смелые, знающие, мудрые люди. Его нравственный идеал. Да что там! Они просто идеал. Поэтому придется как минимум соответствовать этому. То есть воспитывать себя, а дети подтянутся. Трудно убедить мальчишку-подростка, что сигареты – это «фу-фу-фу», когда сам смолишь одну за другой. Любые двойные стандартысчитываются детьми на раз.

Авторитетные взрослые – это люди, которых нельзя не слушать и не уважать: это люди с огромным духовным, нравственным и практическим потенциалом. Стараться стать такими для своих детей – родительская задача.

Родитель может допускать ошибки, но должен уметь признать их. Может решить проблему, в том числе проблему ребенка. Может защитить ребенка, если это необходимо, и остановить его, если тот неправ. Не отказывает в поддержке и любви, не потакает капризам и остается принципиальным. Устанавливает жесткие границы, пространство внутри которых свободно.

Родительский авторитет может исходить лишь от взрослого человека, который берет на себя ответственность за себя, свою жизнь, свою семью и своих детей. Взрослого, к которому хочется обратиться, если не знаешь, как поступить, а если знаешь – поделиться результатом, будучи уверенным в искреннем участии, сочувствии, честности, справедливости и взаимоуважении.

Майя Ишметова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/kak-formirovat-roditelskii-avtoritet-5d14ce5e7fc23700aecd8219

Авторитет родителей – откуда берется и кому он нужен? – Развитие личности

Родительский авторитет зачем он нужен консультация

Слова: “родительский авторитет” обычно произносятся с благоговейным трепетом, и концепция обязательности безусловного авторитета родителей у ребенка отстаивается, как святыня.

Но что стоит за этой святыней? Не стала ли она идолом, прикрывающим совсем не святые вещи? Почему многие родители так цепляются за авторитарные традиции, несмотря на то, что педагогика уже давно вооружилась принципами личностного подхода в воспитании?

Теория безусловного родительского авторитета

Родительский авторитет… В каком же смысле употребляется это понятие? Мы говорили в прошлый раз о двух видах авторитета – рациональном и иррациональном.

Однозначно, что в подавляющем большинстве случаев, а уж в особенности, когда его считают святыней, под родительским авторитетом имеется в виду именно иррациональный авторитет.

То есть: родители всегда правы, и их нужно слушать и слушаться только потому, что они – родители.

Более того, под словами “родительский авторитет” обычно прямо подразумевается родительская власть. И есть большое подозрение, что часто для родителей это просто легитимная форма реализации своего нездорового стремления к власти, иными словами, авторитарного характера.

Людей с этой склонностью немало, и некоторые из них постарались и придумали целую теорию, оправдывающую авторитарный подход в воспитании. Как и положено теориям, она либо насаждается идеологически, либо сама идет в массы, если есть достаточное количество людей, которым теория очень нравится, отвечая их склонностям. В общих чертах, теория родительского авторитета гласит:

Ребенку нужен авторитет родителей, ему очень плохо без него. Вообще ребенок без авторитета жить не может ни секунды, и если нет авторитета родителей, то обязательно найдет на стороне, кому подчиниться. И потому святой долг родителей – этот свой авторитет насаждать и укреплять любой ценой, во имя блага ребенка ” :))) (Не люблю смайлы в статьях ставить – но здесь не могу удержаться!)

Вполне понятно, почему у нас насаждалась эта идеология во времена советской власти – тоталитарное государство нуждалось в подданных с авторитарным характером, чтобы успешно ими управлять.

Не менее понятно, почему авторитарные отношения были в семьях крестьян до революции, что обычно приводят как “традицию” для оправдания теории родительского авторитета. – Крестьяне были почти рабами сотни лет. Конечно, лучшее средство предотвращения бунта – идеология священности барской власти.

А для того, чтобы ее принять, человек с младых ногтей должен боготворить власть вообще. Аристократия же воспитывала своих детей совсем по другим принципам.

Нетрудно заметить, что те, кто сейчас проповедуют идеологию родительского авторитета, в интернете, например, одновременно проповедуют и отношения в семье по принципам власти и подчинения.

Им чужды понятия свободы о достоинства личности, возможности доверия и партнерства…

И неудивительно, что они часто оказываются адептами сомнительных и деструктивных сект, проповедуя вместо психологии их учение.

Они могут окрестить себя “ведическими психологами”, скажем – и, ничтоже сумняшеся, нести в народ “ведическую мудрость” разлива секты “Сознания Кришны”, не имея никакого понятия и о психологии.

 Все правильно: задачи этой секты – абсолютная власть над телами и душами ее членов, а совсем не их развитие, счастье или личностный рост.

Для того, чтобы подготовить людей к принятию этого учения, необходимо взрастить и укрепить в них авторитарный характер.

Для человека с авторитарным характером эта теория безусловного родительского авторитета – выражение “закона природы”. Он не представляет себе жизни без власти и подчинения, и отношений без этого – тоже.

Но, как бы не была распространена эта болезнь, называемая Фроммом “авторитарный характер”, все-таки, это болезнь. И сколько бы больной не убеждал себя, что иного не бывает, и “все такие”, все – не такие.

Есть масса здоровых людей, живущих и общающихся совсем по другим принципам. А особенно не такие – дети.

Авторитарный подход в воспитании

Ребенок не рождается с авторитарным характером – ему глубоко чужда идея власти и подчинения, как и страх. На месте этого у него присутствует безграничное доверие родителям, являющееся,  как мы помним, основой рационального авторитета. Вполне естественно,  что ребенок доверяет опыту родителей. Он задает им разные вопросы и верит ответам.

Если он сам думает и познает мир и только пользуется тем, что говорят родители, то ничего страшного. Но такое использование предполагает, что родители не навязывают свое мнение и оставляют ребенку свободу как минимум в нем усомниться. Ребенок будет спокойно познавать мир, проверяя его на прочность, а родительские объяснения – на истинность.

Но нам такие проверки неудобны, нам  нужно безусловное и безоговорочное послушание. И тогда ребенка  начинают пугать. Пугают много чем – от бабы Яги до наказаний.

Но действеннее всего пугать самым важным – лишением своей любви и расположения. Маленький ребенок ничего не боится. Но родители поселяют в его душе страх.

Нет, не со зла – чаще всего это происходит почти бессознательно, они просто воспроизводят поведение своих родителей.

Авторитет родителей в авторитарном подходе к воспитанию зиждется на самом их положении. Пользуясь зависимостью от них ребенка, они диктуют свои условия. Авторитарный подход  не оставляет ребенку выбора, а утверждает, что родители – истина в последней инстанции.

Если ребенок принимает эту истину, то он – хороший. Если не принимает – плохой. В авторитарной позиции беспрекословное послушание является главной добродетелью ребенка, непослушание – главным пороком.Тем самым нравственность подменяется следованием авторитету.

Семья – это авторитарное государство, где рабы – дети

Не помню автора

Просто перл встретила в одной статье: “Я считаю, что я добрый отец – дети меня слушаются”.

Это насколько же нужно извратить свое сознание, чтобы принимать послушание детей за доказательство свой доброты, если оно как раз следствие страха (не важно, чего – наказания или лишения расположения)?! С каких это пор доброта вызываете страх? И этот “добрый отец” красочно рассуждал о том, что детям нужен безусловный авторитет родителей для счастья и покоя…

Последствия авторитарного подхода в воспитании

Считается, что родительский авторитет удерживает ребенка от дурных поступков, и даже может удержать от них во взрослой жизни. Но это не так.

В условиях отсутствия давления авторитета, например, когда общественное мнение снимает родительские запреты или когда “никто не видит”, такой человек просто следует своим страстям.

Ведь еще в детстве родители были убеждены, что сущность ребенка – низкие страсти, которые вырвутся на свободу,  если их не контролировать насильственно рамками и запретами. Ответственно принимать решения он не умеет.

Программа задана – человек порочен до мозга костей именно благодаря родителям, которые “желали ему добра”, занимаясь его нравственным воспитанием! Он хорошо научился лицемерить, скрывая свою порочность на людях. Но лицемерить 24 часа в сутки тяжело, и истинное лицо человека неизбежно открывается в семье, например – к ужасу и страданиям близких…

Считается, что это сейчас мы направляем ребенка, а вырастет – и обретет способность выносить самостоятельные суждения. Но так ли это? Каким это чудом вдруг у человека появится способность к самостоятельности, если именно ее в нем вытравляли до совершеннолетия и глубоко в его подсознание вбито, что самостоятельность – это плохо? Не бывает таких чудес!

Реально бывает, что такой человек во взрослой жизни продолжает руководиться родительскими программами или ищет себе другой авторитет. Он заражен авторитарным характером и уже не может без авторитета! И тогда авторитетом становится кто угодно – лидер дворовой компании, телевизор, так называемое общественное мнение, супруг…

Что представляет из себя человек, всю жизнь живущий по чужой указке? Уж во всяком случае – не личность. Как бы ни были хороши те ценности, которые прививает авторитет, будет ли следование им нравственным в полноценном смысле? Ведь нравственный выбор – это собственный выбор по совести между добром и злом, а не бездумное послушание кому-то или тому, что кем-то сказано.

Один комментатор прекрасно описал общепринятые основы воспитания: “В каждой семье так или иначе воспитывают по своим семейным традициям”.

Вот именно – по традициям! Традиции же часто именно авторитарные, благодаря нашей истории – мы потомки крестьян-рабов и строителей коммунизма.

Но теперь-то ситуация изменилась, и в наше время люди, воспитанные “винтиками системы”, которой нет, могут оказаться на обочине жизни. Не востребовано больше бездумное послушание и пассивность.

Те, кто не умеет самостоятельно думать, становятся легкими жертвами многочисленных охотников за душами и деньгами… Сейчас мошенники всех мастей имеют широкие возможности пользоваться доверчивостью сограждан. Реклама работает, финансовые пирамиды растут и деструктивные секты процветают именно благодаря нашей несамостоятельности в суждениях и авторитарному характеру.

Этого ли мы желаем свои детям? Может, лучше пересмотреть традиции и отказаться от теории священного родительского авторитета? Растить ребенка без страха, имея только рациональный авторитет, не спорю, не легко.

Командовать и пугать – проще.

Но мы же желаем детям счастья, не правда ли? Мы смиряемся с ночными бдениями у кроватки, так почему бы не смириться с тем, что ребенок имеет право на свое мнение, свои ошибки, свою жизнь?

Самое типичное следствие авторитарного подхода  воспитания – так называемый, подростковый бунт. Это бунт раба против оков, бунт души, пытающей отстоять свою свободу перед властью родителей.

 Если на ребенка не давить, то бунтовать ему будет незачем. К сожалению, сам бунт указывает на то, что ребенок уже заражен авторитарным характером.

Бунтует жертва, свободному внутренне человеку это не нужно.

Сначала мы заражаем детей авторитарным характером, вбиваем его в их души любой ценой, а потом говорим, что дети в этом нуждаются и такова их природа! Мы разрушаем доверие ребенка, заменяя его послушанием, и радуемся, что ребенок послушен и управляем, а потом удивляемся, почему у нас такие натянутые отношения со своим чадом. Мы строим его с колыбели, а потом недоумеваем, от чего он бунтует, став подростком…

Ребенок – не наша собственность, не пластилин для лепки по нашему произволу, а личность, рожденная для свободы и творчества, нам доверенная лишь на время для того, чтобы мы о ней заботились.

Это совсем другой подход, но принять его в наших силах, не правда ли? Я, наверное, утомила вас теорией и дальше мы будем говорить о конкретике: как осуществить личностный подход в воспитании и какие трудности поджидают нас на этом пути.

А сейчас жду ваших комментариев и вопросов. Что Вы думаете по поводу авторитета родителей?

© Надежда Дьяченко

Источник: https://myempeiria.ru/deti/avtoritet-roditelej-i-avtoritarniy-podhod/

Авторитет родителей в воспитании детей

Родительский авторитет зачем он нужен консультация

Воспитание – это сложный процесс, который состоит из нескольких пунктов. Одним из важных элементов является родительский авторитет.

Завоевание авторитета в глазах дочерей и сыновей – это забота и труд родителей. Он слагается из нескольких факторов: поведение мамы и папы, их отношение к работе и между собой. В каждой семье свои составляющие.

Многие родители думают, что авторитет – это талант, который даётся от природы. Но это не так. Отношение родителей к детям и наоборот – это долгая и кропотливая работа.

Основные виды родительского авторитета: их типология и характеристики

В каждой семье может быть организован авторитет. Однако родители должны не забывать о существовании нескольких его видов. Иначе можно получить обратный эффект.

Макаренко Антон Семёнович первым в педагогической науке предложил разделять авторитет на истинный и ложный. И если первый – един, то второй имеет несколько разновидностей.

Ложный авторитет

Ложный авторитет – это такое отношение воспитанников к своим родителям, которое заставляет их перенимать уже готовый опыт, как активный, так и пассивный.

В основе ложного авторитета лежит желание родителей добиться полного послушания. Подобная методика развивает не те качества, которые присущи у успешному и счастливому человеку.

Согласно типологии существует несколько видов ложного авторитета.

  • Авторитет подавления: ворчание, раздражение, террор, постоянные наказания, в том числе и
    физические. Подобное поведение провоцирует жестокость, ложь и трусость.
  • Авторитет резонерства: поучения и назидательные беседы. Родители ошибочно полагают, что так они добьются положительных результатов – выходит же всё с точностью до наоборот.
  • Авторитет любви: ласки, нежные слова, признания. Такая модель поведения воспитывает из ребёнка эгоиста, который пользуется чувствами родителей в своих целях.
  • Авторитет доброты: доброта, мягкость, уступчивость. Любой родитель старается от всего уберечь ребёнка, однако не стоит перегибать палку.
  • Авторитет дружбы. Родители действительно становятся для своих воспитанников лучшими друзьями. Но малышу следует понимать, что мама и папа – это старшие члены семьи.
  • Авторитет подкупа. Макаренко считал, что это самый опасный и безвольный тип. Обещание и подарки – это не лучший способ семейного воспитания.
  • Авторитет расстояния базируется на том, что родители стараются меньше времени проводить с детьми. Им кажется, что так малыш будет чтить маму и папу.
  • Авторитет высокомерия. К таким родителям ребёнок и сам перестанет тянуться, потому что будет думать, что его не любят и в нём не нуждаются.
  • Авторитет педантизма. «Как сказал, так и будет» – вот основной девиз такого воспитания. Однако ничего, кроме запугивания, он под собой не несёт.

Истинный авторитет

Истинный авторитет – это то, к чему должен стремиться каждый родитель. Только ставя правильные цели и отдавая отчёт своим поступкам, его можно добиться.

Не скрывайте от детей свой род деятельности, интересы, заслуги перед обществом. Не придумывайте и не преувеличивайте, однако нет ничего плохого в том, что дочка или сын будут гордиться своими родителями.

Взрослые должны знать, что происходит с их малышом. Но здесь нужно точно понимать, где находится грань между заинтересованностью и шпионажем.

Оказание помощи – это одна из главных составляющих формирования истинного авторитета. Необязательно ждать, когда малыш обратится за советом – можно самим проявить инициативу.

Взрослым не стоит быть надоедливыми и навязчивыми. Ребёнок хочет знать, что у него есть мама и папа, которые всегда помогут, и не будут навязывать своё мнение.

Родительский авторитет невозможен без формирования чувства ответственности и приучения к труду. Дети начнут понимать, что семья – это не только развлечения, но и обязанности.

Только тогда, когда младший прислушивается к требованиям и советам взрослых, пора говорить о наличии авторитета. Помните, что он в любой момент может исчезнуть, если никак не поддерживать сформировавшиеся устои.

Факторы, влияющие на формирование авторитета

Авторитет – это уважение между родителями и детьми, и основа здоровых отношений. Для того чтобы оно возникло и не исчезло, нужно несколько условий.

Важно понимать, что воспитанники стараются подражать своим родителям. Особенно это касается малышей дошкольного возраста. Ребёнок перенимает любую модель поведения – как положительную, так и отрицательную. Поэтому в первую очередь родителям стоит воспитывать себя.

Ребёнок уважает маму и папу когда их слова и поступки не разнятся. Дети замечают любую мелочь, поэтому родители всегда должны подавать правильный личный пример.

Малыши уважают тех взрослых, которые готовы прийти им на помощь, понять, выслушать. Дети нуждаются в требовательном, но разумном отношении и любви.

Педагогический такт – это то, без чего невозможно представить воспитательный процесс. Это значит, что родители понимают и учитывают индивидуальные особенности своего ребёнка.

Чаще всего проблемы в семье возникают тогда, когда нет организованной системы. Алкоголизм, неправильные отношения между родителями, ссоры при детях, предрассудки и суеверия уничтожают неокрепшую личность. Не получится организовать никакой авторитет в той среде, в которой нет места любви, взаимоуважению и правильным ценностям.

Распространенные ошибки в семейном воспитании

Одна из причин постоянных конфликтов – это контроль. Чаще всего проблемы возникают тогда, когда родители забывают о том, что ребёнок – это полноценная личность.

Для поддержания конфликтных ситуаций психологи предлагают несколько способов:

  • достижение мира любой ценой;
  • стремление к победе – взрослый всегда старается выиграть любой спор;
  • компромисс – это самый подходящий вариант;
  • избегание проблемы.

И авторитарное воспитание, и отсутствие какого-либо контроля приводит к одинаковым последствиям. Поэтому стоит поискать промежуточные варианты.

Психологи выделяют несколько моделей поведения:

  • родители постоянно говорят в приказном тоне, что нужно делать;
  • ребёнок высказывает своё мнение, однако взрослые к нему не прислушиваются;
  • малыш сам принимает решения, однако родители всё равно остаются в курсе всех его поступков;
  • практически все решения ребёнок принимает самостоятельно;
  • воспитанники сами выбирают: слушать им родителей или нет.

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка

В воспитании психологи выделяют несколько стилей. Именно они определяют особенности взаимоотношений родителей с ребёнком и его личное развитие.

  1. Для демократичных родителей важно, чтобы дети были дисциплинированные и самостоятельные. Они следят за тем, чтобы ребёнок правильно поступал, однако на него не давят. Разумная забота и тёплые чувства – вот основа этой модели поведения. Обычно в таких отношениях нет места конфликтам, переживаниям и раздражениям.
  2. Для авторитарных родителей важно полное подчинение себе ребёнка. Запреты, контроль и указания лежат в основе этой воспитательной модели. В основном в таких семьях вырастают замкнутые и конфликтные дети. Несамостоятельность и неуверенность в себе дополняют этот образ.
  3. Одно из самых сложных воспитательных явлений – это гипоопека. При такой модели поведения родители совсем не интересуются жизнью своих детей. Особенно пагубно такое отношение сказывается на подростках, которым нужен пример ответственного и уверенного в себе взрослого человека.
  4. Противоположным предыдущему отношению является гиперопека. Она характеризуется излишней заботой и контролем над жизнью ребёнка. Несамостоятельность, пассивность и отсутствие друзей – вот последствия такой модели поведения. Сюда же можно отнести и слишком высокие ожидания.

Авторитет мамы

И мать, и отец в равной степени вносят вклад в формирование личности ребёнка. Однако у каждого из родителей есть и свои функции.

Мать – это хранительница домашнего очага. Она отвечает за поддержку, опеку и заботу. Для ребёнка мама – это любовь и уверенность в своей значимости.

Поскольку сейчас женщины перестали быть просто домохозяйками, они тоже учат детей самостоятельности. Часто матери не замечают, как берут на себя функции отца или забывают о своих желаниях и интересах. Узнайте, почему хорошая мама – это в первую очередь счастливая и состоявшаяся женщина.

Авторитет папы

Отец – это гарантия безопасности. Исторически сложилось так, что именно мужчина учил детей нравственным нормам поведения. Компетентность и образованность – это влияние отца.

В современных семьях часто происходит подмена ценностей и ролей родителей. И той идеальной схемы – слабая мать и сильный отец – практически нигде не встретишь.

Психологи советуют родителям действовать сообща и не отнимать друг у друга обязанностей. Только так они смогут воспитать здоровую и успешную личность.

Советы психолога для повышения авторитета

Не каждый родитель решится обратиться за консультацией к семейному психологу. Однако специалисты действительно могут дать дельные советы, главное, им следовать.

Также клинический психолог исключит наличие у воспитанника таких психологических проблем, как:

Говорить о формировании авторитета можно только в случае, когда ребенок психологически здоров. Возможно его поведение связанно не с капризами или баловством, а психологической проблемой, которую нужно решить.

Как родителям вернуть и завоевать авторитет у ребёнка

  • В воспитаннике видеть не глупого человека, а маленькую личность.
  • Объяснять причины любого отказа.
  • Всегда предоставлять ребенку выбор.
  • С ранних лет воспитывать в малыше чувство ответственности.
  • Не игнорировать дочку или сына и их проблемы, даже когда они кажутся несущественными.

Узнайте какие вопросы должны задавать себе родители, чтобы воспитать психологически здоровую личность.

Как заработать авторитет у ребёнка в неполной семье

Если развод — это неизбежное явление, нужно позаботиться о том, чтобы не нанести ребенку психологическую травму и объяснить, что его вины нет в происходящем. Как помочь ребенку пережить развод родителей читайте здесь.

Воспитание ребёнка в неполной семье – это всегда сложный путь. Однако только от взрослых и их позиции зависит то, каким человеком вырастет малыш.

  • Родителю не стоит брать на себя функции и матери, и отца – это невыполнимая задача.
  • Ребёнок всегда берёт пример со взрослых, а поскольку в неполных семьях есть только один родитель, он должен воспитывать себя.
  • Не вызывайте в малыше чувство жалости и не акцентируйте внимание на том, что не хватает помощи матери/отца.
  • Не вступайте повторно в брак, если ребёнок не ладит с новым членом семьи.
  • Иногда откладывайте все дела и уделяйте время малышу, чтобы он не чувствовал себя одиноко. Куда можно пойти на выходные чтобы провести время не только интересно, но и с пользой узнайте здесь.

Воспитать счастливого и успешного человека очень сложно, но возможно. И истинный здоровый авторитет облегчит родителям эту задачу.

Источник: https://kreativlife.ru/avtoritet-roditelej-v-vospitanii-detej/

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: