Роль мечникова в формировании учения об иммунитете

Содержание
  1. Рождение иммунологии: открытия Ильи Мечникова и Пауля Эрлиха
  2. Илья Мечников: открытие иммунной системы
  3. Теория Пауля Эрлиха раскрывает загадку иммунитета
  4. Клеточный иммунитет – теория, основоположники и роль
  5. Эксперименты Эрлиха с токсинами и антитоксинами
  6. Победа над дифтеритом и учение Мечникова
  7. Роль фагоцитов в борьбе с болезнями
  8. Взаимодействие антител и антигенов
  9. Учение об иммунитете
  10. Как правило,иммунный ответ заключается, во-первых,в распознавании возбудителя или иногочужеродного материала, и во-вторых, вразвертывании цепи реакций, направленныхна их устранение. Все разнообразныеформы иммунного ответа можно разделитьна два типа – врожденные и приобретенныереакции. Основное различие между этимидвумя типами иммунореактивности состоитв том, что приобретенный иммунитетвысокоспецифичен в отношении каждогоконкретного возбудителя. Кроме того,повторная встреча с тем или инымпатогенным микроорганизмом не приводитк изменениям врожденного иммунитета,но повышает уровень приобретенного:иммунная система как бы «запоминает»возбудителя, чтобы впоследствиипредотвратить вызываемую им инфекцию.Две главные характеристики приобретенногоиммунитета – специфичностьи иммунологическая память.Иммунный ответ осуществляют, преждевсего, лейкоциты,которые представлены несколькимиразновидностями
  11. Рис. 4. Взаимодействие междуфагоцитами (МФ) и лимфоцитами (Т и В)посредством цитокинов после обнаружениячужеродного агента (антиген), в результатечего плазматические клетки (ПК) продуцируютантитела
  12. Теория иммунитета и кто ее создал?
  13. Что такое теория иммунитета?
  14. Основные теории иммунитета
  15. Гуморальная

Рождение иммунологии: открытия Ильи Мечникова и Пауля Эрлиха

Роль мечникова в формировании учения об иммунитете

Во второй половине XIX века было выдвинуто множество гипотез о том, как работают вакцины. Например, Пастер и его последователи предложили теорию «истощения». Подразумевалось, что введенный микроб поглощает в организме «нечто», пока его запасы не иссякнут, после чего микроб погибает.

Во второй половине XIX века было выдвинуто множество гипотез о том, как работают вакцины. Например, Пастер и его последователи предложили теорию «истощения». Подразумевалось, что введенный микроб поглощает в организме «нечто», пока его запасы не иссякнут, после чего микроб погибает.

Теория «пагубного препятствия» предполагала, что введенные микробы производят некие вещества, которые мешают их собственному развитию. Но обе теории опирались на одну и ту же ложную предпосылку, будто организм не играет в работе вакцины никакой роли и пассивно наблюдает со стороны за тем, как микробы сами роют себе яму.

Обе теории были забыты с появлением новых данных и новых вакцин, а вскоре эпохальная работа двух ученых не только позволила по-новому осмыслить этот процесс, но и создала новое поле научной деятельности и принесла обоим в 1908 г. Нобелевскую премию.

Илья Мечников: открытие иммунной системы

Истоки эпохального озарения русского микробиолога Ильи Мечникова восходят к 1882 г., когда он провел переломный эксперимент, в ходе которого отметил, что некоторые клетки обладают способностью мигрировать сквозь ткани в ответ на раздражение или повреждение.

Более того, эти клетки способны окружать, поглощать и переваривать другие субстанции. Этот процесс Мечников назвал фагоцитозом, а клетки — фагоцитами (от греч.phagos «пожиратель» + cytos «клетка»).

Изначально была выдвинута версия, что функция фагоцитоза — обеспечивать клетки питательными веществами.

Однако Илья Мечников заподозрил, что эти клетки не просто собрались на воскресный пикник. Его подозрение подтвердилось в ходе полемики с Робертом Кохом, который в 1876 г.

, наблюдая за сибирской язвой, интерпретировал увиденное как вторжение возбудителей болезни в белые кровяные тельца.

Мечников взглянул на этот процесс иначе и предположил, что не бактерии сибирской язвы вторгаются в белые кровяные тельца, а наоборот, тельца окружают и поглощают бактерии.

Мечников понял, что фагоцитоз — инструмент защиты, способ взять в плен и уничтожить захватчика. Проще говоря, он обнаружил краеугольный камень величайшей загадки организма — его иммунной системы, обеспечивающей защиту от заболеваний.

В 1887 г. Мечников классифицировал фагоциты на макрофаги и микрофаги и, что не менее важно, сформулировал основной принцип работы иммунной системы.

Чтобы функционировать надлежащим образом, сталкиваясь с незнакомыми явлениями в организме, иммунная система задает очень простой, но в то же время исключительно важный вопрос: «свое» или «не свое»?

Если «не свое» (а значит, впереди вирус натуральной оспы, бактерия сибирской язвы или дифтерийный токсин, иммунная система начинает атаку.

Теория Пауля Эрлиха раскрывает загадку иммунитета

Переломное открытие Пауля Эрлиха было, как и многие другие, связано с развитием техники, которое позволило миру увидеть то, что ранее было тайной. Для Эрлиха таким средством стали красители — химические составы для окрашивания клеток и тканей, позволившие обнаружить новые подробности их строения и функционирования.

В 1878 г., когда Эрлиху было всего 24 года, с их помощью он смог описать несколько видов клеток иммунной системы, в том числе разные типы белых кровяных телец. В 1885 г. эти и другие находки подтолкнули молодого ученого к размышлениям над новой теорией питания клеток.

Пауль Эрлих предположил, что «боковые цепи» на внешней стороне клеток — сегодня мы называем их клеточными рецепторами — могут прикрепляться к определенным веществам и переносить их внутрь клетки.

Заинтересовавшись иммунологией, Пауль Эрлих задумался, может ли теория рецепторов объяснить принцип работы сывороток против дифтерии и столбняка. Как мы уже знаем, Беринг и Китасато обнаружили, что зараженное дифтерийными бактериями животное начинает вырабатывать антитоксин и его можно выделить и использовать в качестве защиты от болезни для других организмов.

Выяснилось, что эти «антитоксины» на самом деле являются антителами — специфическими белками, которые производят клетки, чтобы найти и нейтрализовать дифтерийный токсин.

В ходе новаторских опытов с антителами Эрлих размышлял о том, может ли теория рецепторов объяснить механизм действия антител. И вскоре он пришел к эпохальному озарению.

Изначально в рамках своей теории боковых цепей Эрлих предположил, что клетка обладает большим количеством разнообразных внешних рецепторов, каждый из которых прикрепляется к определенному питательному веществу.

Позже он развил эту мысль и предположил, что вредоносные субстанции — бактерии и вирусы — могут имитировать питательные вещества и также прикрепляться к специфическим рецепторам.

То, что происходит дальше, согласно гипотезе Эрлиха, объясняет, как клетки вырабатывают антитела против чуждого микроорганизма.

Когда вредоносная субстанция прикрепляется к нужному рецептору, клетка получает возможность определить ее ключевые характеристики и начинает вырабатывать большое количество новых рецепторов, идентичных тому, который прикреплен к захватчику. Затем эти рецепторы отделяются от клетки и становятся антителами — высокоспецифическими белками, способными отыскивать вредоносные субстанции, прикрепляться и деактивировать их.

Теория Эрлиха наконец объяснила, как специфические чужеродные вещества, попав в организм, распознаются клетками и провоцируют их на выработку специфических антител, которые преследуют и уничтожают захватчика.

Красота этой теории в том, что она объясняет, как организм производит антитела против конкретных болезней и вырабатываются ли они в ответ на предшествующее заболевание, вариоляцию или вакцинацию.

Разумеется, кое в чем Эрлих ошибался. Например, позже выяснилось, что не все клетки способны прикрепляться к захватчикам и вырабатывать антитела.

Эту важную задачу выполняет только одна разновидность белых кровяных телец — В-лимфоциты.

Более того, потребуется еще не одно десятилетие исследований, чтобы изучить все сложные роли В-клеток и множества других клеток и субстанций иммунной системы.

А сегодня дополняющие друг друга переломные открытия Ильи Мечникова и Пауля Эрлиха считаются двумя краеугольными камнями иммунологии и дают долгожданный ответ на вопрос о принципе работы вакцин.

Источник: https://istoriirossii.ru/nauka/19-vek/524-rozhdenie-immunologii.html

Клеточный иммунитет – теория, основоположники и роль

Роль мечникова в формировании учения об иммунитете

В ходе эволюции иммунной системы человека развился мощный защитный механизм против бактерий, вирусов и паразитов. Он называется врожденный иммунитет.

Функции врожденного иммунитета осуществляются следующим образом:

  • Посредством механической защищенности в процессе вторжения патогенов.
  • За счет клеточного иммунитета.
  • За счет гуморальных факторов.

Мечников является основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета, а Эрлих смог обосновать гуморальную теорию иммунитета.

Фундаментом гуморального иммунитета служит принцип ликвидации инородных элементов через жидкости внутренней сферы (через кровь). Отличительной чертой процесса является формирование иммунной памяти, препятствующей вторжению в будущем бактерий и вирусов.

Кроме клеточного и гуморального, были и другие теории иммунитета:

  • вирусолог М. Ф. Бёрнет разработал клонально — селективную теорию функционирования иммунной защиты;
  • Фридрих Брейнль и Феликс Гауровиц выступили инициаторами создания инструктивной теории иммунитета.
  • М. Гейдельбергом и Л. Полингом выдвинута новая теория иммунитета, предусматривающая образование комплекса антигенов и антител в виде решетки.
  • шведский иммунолог Н. К. Йерне предложил теорию естественного отбора в антителообразовании.

Все эти иммунные теории легли в основу иммунологии как науки, позволили ученым обобщить исторически сложившийся опыт относительно деятельности иммунной системы человека.

Эксперименты Эрлиха с токсинами и антитоксинами

В 1889 году Эрлих на несколько месяцев поехал в Египет лечиться от туберкулеза. Вернувшись в Берлин, он решил оставить прежнюю работу в благотворительной больнице. Вместо этого он продолжил исследование в съемной квартире, которую превратил в частную лабораторию. Эрлих анализировал образцы тканей.

В этой области он уже сделал себе имя. Целью его деятельности было узнать больше о том, что происходит внутри клетки, в частности, как влияют на неё инфекционные болезни. Окрашивая образцы, Эрлих делал видимыми разные участки клетки.

Это также помогало понять химическую природу разных компонентов клетки.

Но опыты требовали много труда и времени. В том же году Эрлих понял, что его опыты с окрашенными тканями ведут его к цели кружным путем.

Он решил испробовать другой подход. Экспериментируя с мышами, Эрлих изучил действие токсинов, выделяемых бактериями. В качестве образца он использовал фитотоксины: белки рицин и абрин. Эрлих ввёл токсины в корм мышей.

Опыт помог открыть и доказать, что если вводить токсины медленно и постепенно, мышь может выдержать во много раз больше, чем смертельная доза. Другими словами, у мышей развивались защитные силы.

Они стали устойчивыми к токсическим веществам, которые нейтрализовались антитоксинами. Теперь Эрлих хотел узнать, взаимодействуют ли токсины и антитоксины напрямую, как при химической реакции или же нужна какая-то третья сила.

С помощью экспериментов Эрлих показал, что токсин и соответствующий антитоксин, полученные из сыворотки крови иммунизированных животных, реагируют друг с другом без участия живых клеток. Токсин и антитоксин соединяются, как любые молекулы при химической реакции.

Эрлих продолжил развивать свои идеи и в 1897 году опубликовал богато иллюстрированную теорию боковых цепей. Он обнаружил, что боковые цепи — это антитоксины, расположенные в клеточных мембранах в определенной форме. Когда токсин связывается с соответствующей боковой цепью, он стимулирует клетку образовывать другие подобные цепи.

Они связывают другие молекулы токсина. Излишек боковых цепей выпускается в кровь, нейтрализуя токсин в плазме даже вне тела, в пробирке.

Победа над дифтеритом и учение Мечникова

Одной из нерешенных медицинских проблем того времени было лекарство от дифтерита. От этой бактериальной инфекции гортани только в одной Германии ежегодно умирали десятки тысяч людей, в том числе дети.

В то время другой великий ученый работал над тем, чтобы создать сыворотку против дифтерита — Роберт Кох. Он нанял Эрлиха, который благодаря своей работе с фитотоксинами мог взять на себя контроль над сыворотками крови и проверку их эффективности.

Эрлих улучшил способы увеличения иммунизирующего эффекта животной крови с антителами. Вместе с Эмилем Адольфом фон Берингом, создателем противодифтерийной сыворотки, Пауль Эрлих добился успеха в получении и промышленном производстве этой сыворотки. Это обеспечило сохранение множества жизней.

Однако многие инфекционные болезни не поддавались лечению сывороткой. Эрлих понял, что у сывороток есть свои ограничения. Он начал проверять влияние химических веществ на инфекции.

Его величайшим успехом в этой новой области стал сальварсан — первое эффективное лекарство от сифилиса. Благодаря этому достижению Пауль Эрлих считается основоположником химиотерапии.

Однако в 1908 году он получил Нобелевскую премию за работу не в области химии, а иммунологии. Эрлих разделил премию с биологом из России Ильей Мечниковым.

По теории Мечникова, возбудители болезни идентифицируются фагоцитами, которые атакуют и уничтожают их. Основу его фагоцитарной теории составили три основных свойства фагоцитов:

  • способность фагоцитов защищать и очищать организм от инфекций, токсинов и продуктов распада тканей;
  • возможность фагоцитов секретировать биологически активные вещества и ферменты;
  • способность фагоцитов представлять (располагать) антигены на мембране клетки.

В мае 1882 года из-за политических интриг Мечников вынужден был покинуть Одесский университет. Оскорблённый, он уехал с семьей в Италию, чтобы спокойно продолжать научную работу.

В Мессине Мечников занялся биологическим развитием низших морских животных. Во время опытов он скармливал морским звездам красящие вещества. Мечников заметил, что частички краски окружают и поглощают некоторые клетки. Он понял, что эта часть защитной системы против захватчиков.

Роль фагоцитов в борьбе с болезнями

Мечников поставил в Мессине свой решающий эксперимент. Он надеялся, что полупрозрачные личинки морских звезд позволят наблюдать за процессом, который он хотел изучить. В саду он нашел инородное тело, довольно мелкое для его опыта. Он решил использовать острые шипы розы, чтобы ввести их личинкам.

С помощью вазелина Мечников подготовил предметное стекло, чтобы капнуть на него каплю морской воды с личинками. Затем началась самая сложная работа под микроскопом. Мечников осторожно вел розовый шип в личинку. За ночь фагоциты окружили шип, чтобы сразиться с пришельцем.

На основе этого опыта Мечников развил теорию фагоцитов. Основатель фагоцитарной теории иммунитета работал над ней 25 лет. Среди прочего Мечников наблюдал активную роль фагоцитов в борьбе с патогенами на примере водяных блох. Часто их инфицирует грибки-паразиты, и в результате блохи умирают.

Мечников заметил, что иногда вскоре после заражения, споры грибка уничтожаются фагоцитами, и блоха выживает. Он наблюдал, как фагоциты успешно борются с инфекционной болезнью.

Позже в экспериментах с теплокровными, он также заметил, что прививка от болезни, например, сибирской язвы, усиливает активность фагоцитов. Мечников сделал вывод, что суть иммунитета — это обучение фагоцитов бороться с конкретным патогеном.

Большинство его ученых-коллег сочли теорию фагоцитов настолько невразумительной, что отвергли её, даже не пытаясь опровергнуть опытами. Даже Роберт Кох отверг гипотезу Мечникова, но 20 лет спустя он признал, что был неправ.

Ученые разделились на два лагеря: одни были за теорию боковых цепей Эрлиха, другие — за фагоциты Мечникова. Казалось невозможным, чтобы существовали и фагоциты, и антитоксины. Только после 1900 года было найдено связующее звено для двух теорий. И нашел его не кто иной, как Мечников.

Взаимодействие антител и антигенов

В 1903 году теория опсонинов Алмрота Райта (1861−1947) внесла большой вклад в развитие учения. По теории Райта, кровь содержит вещества опсонины, которые делают атакующие клетки, уязвимыми для фагоцитов. Современной науке известно химическое строение антител, их теперь называют антитоксины или опсонины.

Более тысячи аминокислот образуют сложную молекулу, напоминающую по форме букву Y. Такова базовая структура всех антител. Но места связывания на конце двух рожек (Y), позволяют составлять миллионы вариаций. Такое связывание позволяет каждому антителу подходить к конкретному антигену. Это может быть инородный токсин, бактерия или вирус.

На поверхности каждого антигена есть формы, к которым могут прикрепиться лишь конкретные антитела. Только если антитело подходит к антигену как ключ к замку, захватчика можно нейтрализовать. Молекулы антител слипаются с антигенами, которых теперь могут уничтожить фагоциты.

Антитела и фагоциты работают вместе, но не фагоциты решают, атаковать ли чужеродную клетку. Патрулируя по организму, фагоциты предоставляют лимфоцитам — клеткам-помощникам, собственный материал — тело, а лимфоциты решают нужно ли принимать защитные меры.

Если нужно, они дают команду фагоцитам начать специфическую атаку. Сегодня науке известны главные компоненты иммунной системы и их функции. Иммунология давно стала отдельной отраслью медицины.

В ней кроется ключ ко многим нерешенным медицинским проблемам. От многих болезней существуют вакцины, но человечество по-прежнему бессильно против СПИДа. Это болезнь, чей патоген ВИЧ атакует клетки человеческой иммунной системы.

Сегодня современные генетические методы помогают определить слабые места вируса, которые можно атаковать с помощью лекарств. В будущем иммунологи смогут обеспечивать людей новыми формами лечения рака, аутоиммунных болезней и ослабленного иммунитета, революционными терапиями, которые по масштабу и эффективности будут сравнимы с открытием пенициллина.

Источник: https://nauka.club/biologiya/kletochnyy-immunitet.html

Учение об иммунитете

Роль мечникова в формировании учения об иммунитете

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫИ ЗООТЕХНИИ

Кафедра эпизоотологии, паразитологиии микробиологии

Реферат

Тема: Учение об иммунитете

Выполнил: студент 2 курса ИЛгруппы 8217/2

Данельский Е.

Проверил: Бондаренко В.В.

Благовещенск 2009 г.

Введение

  1. Определение понятия иммунитета

  2. Виды иммунитета

  3. Физиологические барьеры

  4. Иммунопрофилактика и иммунотерапия

Заключение

Списоклитературы

Введение

Современная иммунология, изучающаявопросы иммунологической защиты противразличных чужеродных веществ антигеннойприроды, перестала быть узкой наукой.Она оказалась тесно сеяной с общейпатологией, патофизиологией, цитологией,биохимией, генетикой и другими отраслями.

Начавшись с инфекционнойиммунологии, компетенцией которой былиизучение иммунитета к инфекционнымагентам, разработка вакцинных исерологических препаратов как средствпрофилактики и терапии инфекций,серологическая идентификация патогенныхмикроорганизмов и диагностика заболеваний,эта наука и настоящее время дополниласьновой, более обширной ветвью —неинфекционной иммунологией. Последняяизучает закономерности и особенноститрансплантационного иммунитета испецифической иммунологическойтолерантности на чужеродные антигены,генетику иммунитета и различных антигеноворганизма, химию иммуноглобулинов ибиосинтез антител, клеточные основыиммунологических реакций и органы, гдеони осуществляются, иммунологическиепроцессы, участвующие в регуляцииэмбриогенеза, механизмы противоопухолевогоиммунитета, различные патологическиереакции иммунитета, приводящие квозникновению аутоиммунных завоеванийи др.

Благодаря всем этим исследованиямстало ясно, что иммунитет —это оченьважное и сложное звено биологии живогои его можно рассматривать как одну изсторон единого биологического законаохраны индивидуальности (Р.В. Петров).

1. Определение понятияиммунитета

Иммунитет- универсальная способность живыхсуществ противостоять действиюповреждающих агентов, сохраняя своюцелостность и биологическуюиндивидуальность.

Это защитная реакция,благодаря которой организм становитсяневосприимчивым к болезнетворныммикроорганизмам (вирусам, бактериям,грибкам, простейшим, гельминтам) ипродуктам их жизнедеятельности, а такжетканям и веществам (например, ядамрастительного и животного происхождения),обладающим чужеродными (антигенными)свойствами.

Органыиммунной системы:Центральные:костныймозгитимус.Периферические: селезенка,лимфатическиеузлы,лимфоиднаяткань ассоциированная со слизистыми.

В центральныхорганах (вилочковойжелезе и костном мозге) будущие защитникиорганизма – так называемые иммунныеклетки-предшественникипроходят азы курса молодого бойца,превращаясь в зрелые, сведущие в искусствеохраны (говоря языком специалистов -иммунокомпетентные) лимфоциты.

Затемони отправляются доучиваться боевомуискусству на следующую ступень.Впериферическихорганах(селезенке, небных миндалинах, лимфатическихузлах и их близких «родственников» -лимфатических фолликулах пищеварительногои дыхательного тракта) лимфоциты проходятпоследние этапы целенаправленногоразвития, чтобы научиться нести боевуюслужбу применительно к местным условиям.

Как правило,иммунный ответ заключается, во-первых,в распознавании возбудителя или иногочужеродного материала, и во-вторых, вразвертывании цепи реакций, направленныхна их устранение. Все разнообразныеформы иммунного ответа можно разделитьна два типа – врожденные и приобретенныереакции. Основное различие между этимидвумя типами иммунореактивности состоитв том, что приобретенный иммунитетвысокоспецифичен в отношении каждогоконкретного возбудителя. Кроме того,повторная встреча с тем или инымпатогенным микроорганизмом не приводитк изменениям врожденного иммунитета,но повышает уровень приобретенного:иммунная система как бы «запоминает»возбудителя, чтобы впоследствиипредотвратить вызываемую им инфекцию.Две главные характеристики приобретенногоиммунитета – специфичностьи иммунологическая память.Иммунный ответ осуществляют, преждевсего, лейкоциты,которые представлены несколькимиразновидностями

Фагоцитыи врожденныйиммунитет.Однуиз важнейших групп лейкоцитов составляютфагоцитирующиеклетки:моноциты, макрофаги и полиморфноядерныенейтрофилы.

Они способны связыватьмикроорганизмы на своей поверхности,а затем поглощать и уничтожать их.

Этофункция основана на простых, неспецифическихмеханизмах распознавания, позволяющихсвязывать самые разнообразные микробныепродукты, и относится к проявлениямврожденного иммунитета. Фагоцитыобразуют первую линию защиты противинфекции.

Лимфоцитыи приобретенный иммунитет.Другая важнейшая группа лейкоцитов -это лимфоциты.Им принадлежит ведущая роль во всехреакциях приобретенного иммунитета,поскольку они специфически распознаютконкретный возбудитель, где бы он ненаходился, внутри или вне клеток, втканевой жидкости или в крови.

Существуютразличные типы лимфоцитов, но основныхпопуляций две: Т-лимфоцитыи В-лимфоциты.Последние противодействуют внеклеточнымвозбудителям и влиянию их продуктов,образуя антитела,молекулы которых способны специфическираспознавать и связывать определенныемолекулы-мишени – антигены.

Антигенами могут служить молекулы наповерхности клеток микроорганизмовлибо образуемые ими токсины. Т-лимфоциты,точнее разные их популяции вместе,обладают широким набором активностей.Одни Т-клетки участвуют в регуляциидифференцировки В-лимфоцитов и образованияантител. Другие взаимодействуют сфагоцитами, помогая им в разрушениипоглощенных микробных клеток.

Третьягруппа Т-лимфоцитов распознает иразрушает клетки, инфицированныевирусами.

Взаимодействиемежду лимфоцитами и фагоцитами.Масштабы таких взаимодействий весьмазначительны. Например, определенныетипы фагоцитирующих клеток способныпосле захвата антигенов представлятьих Т-лимфоцитам в форме, подходящей дляраспознавания. Этот процесс названпредставлением(презентацией) антигена.

Распознав антиген, Т-лимфоциты в своюочередь выделяют растворимые факторы(цитокины),которые активируют фагоциты и вызываютразрушение ими поглощенных микробов.При взаимодействии другого характерафагоциты используют образуемыеВ-лимфоцитами антитела для собственногоболее эффективного распознаваниявозбудителей.

В результате иммунныйответ на инфекцию чаще всего складываетсяиз различных взаимосвязанных эффектовкак врожденного, так и приобретенногоиммунитета. На ранних стадиях инфекциидоминируют механизмы врожденногоиммунитета, но позднее лимфоциты начинаютосуществлять специфический ответ,свойственный приобретенному иммунитету.

При этом они «запоминают» возбудителяи если впоследствии организм вновьподвергается заражению этим микробом,они «вспоминают» его и осуществляютболее эффективный и быстрый иммунныйответ.

Какая из форм иммунного ответабудет эффективной, зависит в значительноймере от локализации инфекции и типавозбудителя. Наиболее существенно приэтом, проникают микробы внутрь клетокорганизма-хозяина или нет.

Для тогочтобы ликвидировать внутриклеточнуюинфекцию – такую вызывают все вирусы,некоторые бактерии и ряд паразитическихпростейших – иммунная система должнараспознать и разрушить инфицированныеклетки.

В случае внеклеточного размноженияинфицирующего агента в тканях, жидкостяхили полостях организма – это характернодля многих бактерий и более крупныхвозбудителей – иммунный ответ совершенноиной.

При развитии инфекции, однако,даже внутриклеточные возбудители, чтобыдостичь соответствующих клеток-мишеней,передвигаются с током крови и тканевойжидкости, и в это время они уязвимы длятех факторов иммунной системы, которыев основном рассчитаны на внеклеточныхвозбудителей.

Рис. 4. Взаимодействие междуфагоцитами (МФ) и лимфоцитами (Т и В)посредством цитокинов после обнаружениячужеродного агента (антиген), в результатечего плазматические клетки (ПК) продуцируютантитела

Под неспецифическим иммунитетомподразумевают систему предсуществующихзащитных факторов организма, присущихданному виду как наследственнообусловленное свойство. Так, собакиникогда не болеют чумой человека, а куры- сибирской язвой.

Иммунитет, создаваемыйанатомическими, физиологическими,клеточными и молекулярными факторами,которые являются естественнымисоставляющими элементами организма,иначе называют конституционным.

Такиефакторы защищают организм от разныхэкзогенных и эндогенных агрессий, онипередаются наследственно, их защитныефункции лишены избирательности и онине способны сохранять память от первичногоконтакта с чужеродностью.

Условно факторы неспецифическойзащиты можно разбить на четыре типа:физические (анатомические); физиологические;клеточные, осуществляющие эндоцитозили прямой лизис чужеродных клеток;молекулярные (факторы воспаления).

  • Курсовая работа >>Биология … как иммунология растений. Говоря о становлении ученияобиммунитете растений к насекомым и клещам как самостоятельного … один из родителей (или оба) характеризовался полигенным иммунитетом. Для управления селекционным процессом …
  • Реферат >>Медицина, здоровье … аллергия, СПИД) Использованная литература Понятие иммунитета Основоположником ученияобиммунитете является Э. Дженнер, который в конце … Разделение функций иммунитета на клеточный и гуморальный связано с существованием Т- и В-лимфоцитов. Обе линии лимфоцитов …
  • Реферат >>Медицина, здоровье Реферат: Учениеоб инфекции Исторически слово “инфекция … между которыми совершенствовались представления обиммунитете. В настоящее время считается … антитрансплантационный. В основе видового иммунитета лежат различные механизмы естественной неспецифической …
  • Реферат >>Биология … паразитологии и микробиологии Реферат Тема: Учениеоб инфекции Выполнил: студент 2 курса … микроорганизмов Пастером, Кохом. Всем ученым казалось, что вопрос о … при которых формируется недостаточно прочный иммунитет (например, инфекционная анемия лошадей …
  • Реферат >>Медицина, здоровье Понятие обиммунитете организма животных и человека … наследству передается лишь информация об органе иммунитета, а сам иммунитет формируется в процессе … где они обычно локализуются. Учение о местном иммунитете было создано учеником И.И. Мечникова …
  • Реферат >>Медицина, здоровье … гг. явление фагоцитоза, положившее начало учениюобиммунитете, открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных … гг. явление фагоцитоза, положившее начало учениюобиммунитете, открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных …
  • Контрольная работа >>Медицина, здоровье Общее учениеоб инфекционных болезнях 1. Питание … распространение возбудителя; необходимо формирование иммунитета, способного регулировать взаимодействие … Гриппол” формирует в организме специфический иммунитет против гриппа и повышает неспецифическую …
  • Статья >>Культура и искусство … коллекцию семян, создал учениеобиммунитете растений. В 1930– … В аудиториях МПГУ преподавали и преподают известные ученые — К.Н. Корнилов, А.И. Каиров, Б.И. … , Д.Н. Фонвизин, Я.В. Княжнин и др., ученые С.Я. Румовский, А.П. Протасов, С.М. Котельников и …
  • Учебное пособие >>Философия Диалектика как учениеоб универсальных связях и развитии. Понятие … друг друга. Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность закономерной взаимосвязи всего … бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни. Иными словами, …
  • Реферат >>Медицина, здоровьеИММУНИТЕТ КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ – НАУКА ОБИММУНИТЕТЕ. Эволюция формировала систему иммунитета около … . Настойчивое любопытство ученых разных специальностей раскрыло … И. И. Мечниковым в 1900 г. учении о цитотоксинах – антителах против определенных …

Источник: https://topref.ru/referat/11275.html

Теория иммунитета и кто ее создал?

Роль мечникова в формировании учения об иммунитете

Процесс становления и развития науки об иммунитете сопровождался созданием разного рода теорий, которые заложили основу науки. Теоретические учения выступали в качестве объяснений сложных механизмов и процессов внутренней среды человека. Рассмотреть основные концепции иммунной системы, а также ознакомиться с их основоположниками поможет представленная публикация.

Что такое теория иммунитета?

Теория иммунитета — представляет собой учение, обобщенное экспериментальными исследованиями, в основе которого лежали принципы и механизмы действия иммунной защиты в организме человека.

Основные теории иммунитета

Теории иммунитета создали и развили на протяжении долгого периода времени И.И. Мечников и П. Эрлих. Основоположники концепций заложили основу развития науки об иммунитете — иммунологии. Рассмотреть принципы развития науки и особенности помогут основные теоретические учения.

Основные теории иммунитета:

  • Основополагающей концепцией в процессе развития иммунологии выступила теория российского ученого Мечникова И.И. В 1883 году представитель российского научного сообщества предложил концепцию согласно которой во внутренней среде человека присутствуют подвижные клеточные элементы. Они способны заглатывать всем телом и переваривать чужеродные микроорганизмы. Клетки получили название — макрофаги и нейтрофилы.
  • Родоначальником теории иммунитета, которая была разработана параллельно с теоретическим учением Мечникова стала концепция немецкого ученого П. Эрлиха. Согласно учению П. Эрлиха, было установлено, что в крови зараженных бактериями животных, появляются микроэлементы, уничтожающие инородные частицы. Белковые вещества получили название — антитела. Характерной особенностью антител является их направленность на сопротивление конкретному микробу.
  • Учение М. Ф. Бернета. В основе его теории лежало предположение, что иммунитет представляет собой реакцию антител, направленную на распознание и разделение своих и опасных микроэлементов. Выступает в качестве создателя клонально — селекционной теории иммунной защиты. В соответствии с представленной концепцией один клон лимфоцитов реагирует на один определенный микроэлемент. Обозначенная теория иммунитета была доказана и в результате было выявлено, что иммунная реакция действует в отношении любых чужеродных организмов (трансплантат, опухоль).
  • Инструктивная теория иммунитета датой создания считается 1930 год. Основоположниками выступили Ф. Брейнль и Ф. Гауровиц. Согласно концепции ученых, антиген является местом для соединения антител. Антиген также является ключевым элементом иммунного ответа.
  • Теория иммунитет была разработана также М. Гейдельбергом и Л. Полингом. Согласно представленному учению образуются соединения из антител и антигенов в виде решетки. Создание решетки будет возможно только при наличии в молекуле антитела три детерминанта для молекулы антигена.
  • Концепция иммунитета на основе которой была разработана теория естественного отбора Н. Ерне. Основоположник теоретического учения предположил, что в организме человека присутствует молекулы комплиментарные чужеродным микроорганизмам, которые попадают во внутреннюю среду человека. Антиген не осуществляет соединение и не изменяет существующие молекулы. Он контактирует с соответствующим ему антителом в крови или клетке и объединяется с ним.

Представленные теории иммунитета заложили основу иммунологии и позволили ученым выработать исторически сложившиеся взгляды относительно функционирования иммунной системы человека.

Основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета выступает российский ученый И. Мечников. Изучая морских беспозвоночных ученый установил, что некоторые клеточные элементы поглощают чужеродные частицы, проникающие во внутреннюю среду.

Заслуга Мечникова заключается в проведении аналогии между наблюдаемым процессом с участием беспозвоночных и процессом поглощения белыми клеточными элементами крови позвоночных субъектов.

В результате исследователь выдвинул мнение согласно которому процесс поглощения выступает в качестве защитной реакции организма, сопровождающейся воспалением. В результате проведенного эксперимента была выдвинута теория клеточного иммунитета.

Клетки, осуществляющие защитные функции в организме, получили название фагоциты.

Отличительные особенности фагоцитов:

  • Осуществление защитных функций и вывод токсичных веществ из организма;
  • Представление антигенов на мембране клетки;
  • Выделение химического вещества из других биологических веществ.

Механизм действия клеточного иммунитета:

  • В клеточных элементах происходит процесс прикрепления молекул фагоцитов к бактериям и вирусным частицам. Представленный процесс способствует ликвидации чужеродных элементов;
  • Эндоцитоз оказывает влияние на создание фагоцитарной вакуоли — фагосомы. Гранулы макрофагов и азурофильные и специфические гранулы нейтрофила перемещаются к фагосоме, и объединяются с ней, выделяя свое содержимое в ткань фагосомы;
  • В процессе поглощения усиливаются генерирующие механизмы — специфический гликолиз и окислительное фосфорилирование в макрофагах.

Гуморальная

Родоначальником гуморальной теории иммунитета выступил немецкий исследователь П. Эрлих. Ученый утверждал, что уничтожение чужеродных элементов из внутренней среды человека является возможным только с помощью защитных механизмов крови. Полученные выводы были представлены в единой теории гуморального иммунитета.

По мнению автора в основе гуморального иммунитета лежит принцип уничтожения чужеродных элементов через жидкости внутренней среды (через кровь). Вещества, которые осуществляют процесс ликвидации вирусов и бактерий, подразделяют на две группы — специфические и неспецифические.

Неспецифические факторы иммунной системы представляют собой полученную по наследству устойчивость человеческого организма к заболеваниям. Неспецифические антитела универсальны и оказывают воздействие на все группы опасных микроорганизмов.

Специфические факторы иммунной системы (белковые элементы). Они создаются В — лимфоцитами, которые образуют антитела, распознающие и уничтожающие инородные частицы. Особенностью процесса является формирование иммунной памяти, которая препятствует вторжению вирусов и бактерий в будущем.

Получить более подробную информацию по данному вопросу можно по ссылке

Заслуга исследователя заключается в установлении факта передачи антител по наследству с молоком матери. В результате формируется пассивная иммунная система. Продолжительность ее действия составляет полгода. После иммунная система ребенка начинает самостоятельно функционировать и вырабатывать собственные клеточные элементы защиты.

Ознакомиться с факторами и механизмами действия гуморального иммунитета можно тут

Источник: https://centr-zdorovja.com/immunitet-i-osnovnye-teorii/

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: