- Конспект
- Генетика: задачи, методы, понятия, символика
- Основные генетические понятия
- Генетическая символика
- Наследственность и изменчивость
- Хромосомнаятеориянаследственности
- Основы генетики человека: что такое гены, генеалогический метод исследования – Учёба
- Что такое генеалогический метод исследования
- Для чего используют
- В чем заключается сущность генеалогического метода
- Задачи
- Цели
- Генетический анализ на наследственные заболевания у беременных
- Этапы генеалогического метода
- Составление родословной
- Символика генеалогического метода
- Генеалогический анализ
- Наследственный характер признака
- Тип наследования и пенетрантности гена
- Определение групп сцепления и картирования хромосом
- Изучение мутационного процесса
- Анализ взаимодействия генов
- Гомо и гетерозиготность родителей
- Генеалогический метод исследований в генетике
- Символика генеалогического метода
- Дополнительная
- Контрольные вопросы
- Практическая работа
- Основные теоретические сведения
Конспект
Раздел ЕГЭ 3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
Генетика: задачи, методы, понятия, символика
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Наследственность и изменчивость являются фундаментальными свойствами всех живых организмов. Они обеспечивают постоянство и многообразие видов и являются основой эволюции живой природы.
Задачи генетики:
- Исследование механизмов хранения и передачи генетической информации от родительских форм дочерним.
- Изучение механизма реализации генетической информации в процессе онтогенеза под контролем генов и влиянием условий внешней среды.
- Исследование типов, причин и механизмов изменчивости всех живых существ.
- Изучение взаимосвязи процессов наследственности, отбора и изменчивости как движущих факторов эволюции органического мира.
Методы генетики:
- Гибридологический — анализ наследования признаков при скрещиваниях.
- Цитологический — изучение хромосом: подсчёт их числа, описание структуры, поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчивостью признаков.
- Биохимические и физико-химические методы — изучение структуры и функции генетического материала и выяснение этапов пути лен — признак» и механизмов взаимодействия различных молекул на атом пути.
- Популяционный — изучение генетической структуры популяций и характера распределения в них генных частот для установления факторов, которые влияют на эти процессы.
- Близнецовый и онтогенетический — анализ и сравнение изменчивости признаков в пределах различных групп близнецов позволяют оценить роль генотипа и среды и наблюдаемой изменчивости.
- Генеалогический (метод анализа родословных) даёт возможность изучить наследование признаков и семьях.
Основные генетические понятия
Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов; участок ДНК, задающий последовательность определённого белка либо функциональной РНК.
Аллели — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.
Доминирование — форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет проявление другого (рецессивного).
Доминантный признак проявляется у гетерозигот и доминантных гомозигот.
Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.
Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.
Гомозигота — диплоидный организм, несущий идентичные аллели гена в гомологичных хромосомах.
Гетерозигота — диплоидный организм, копии генов которого в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями.
Локус — участок хромосомы, в которой расположен определённый ген.
Гены эукариот состоят из нескольких элементов: регуляторная часть (влияние на активность гена в разные периоды жизни организма) и структурная часть (информация о первичной структуре кодируемого белка). Гены эукариот прерывисты, их ДНК содержит кодирующие участки — экзоны, чередующиеся с некодирующими — нитронами.
Генотип — совокупность генов организма.
Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, сформировавшегося на базе генотипа во время индивидуального развития.
Геном — совокупность генов, свойственных для гаплоидного набора хромосом данного биологического вида. Геном, в отличие от генотипа, является характеристикой вида, а не особи, поскольку описывает набор генов, свойственных данному виду, а не их аллели, обусловливающие индивидуальные отличия отдельных организмов. Степень сходства геномов разных видов отражает их эволюционное родство.
Генетическая символика
АА ⇒ Доминантная гомозигота (даёт один тип гамет (А))
аа ⇒ Рецессивная гомозигота (один тип гамет (а))
Аа ⇒ Гетерозигота (два типа гамет (А; а))
Р ⇒ Родители
G ⇒ Гаметы
F ⇒ Потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения
F1 ⇒ Гибриды первого поколения
F2 ⇒ Гибриды второго поколения
♀ ⇒ Материнский организм
♂ ⇒ Отцовский организм
× ⇒ Значок скрещивания
Наследственность и изменчивость
Наследственность проявляется в способности организма передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.
Материальной единицей наследственности являются гены, расположенные у прокариот в нуклеоиде, а у эукариот — в генетическом материале ядра и двумембранных органелл.
Совокупность генов организма называют генотипом. Именно он обуславливает развитие большинства его признаков.
Изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки под действием условий среды. Различают генотипическую и фенотипическую изменчивость.
Генотипическая (наследственная) изменчивость затрагивает наследственную информацию организма и проявляется в двух формах: мутационной и комбинативной.
В основе комбинативной изменчивости лежат половой процесс, кроссинговер и случайный характер встреч гамет в процессе оплодотворения. Это создаёт огромное разнообразие генотипов.
Мутационная связана с возникновением мутаций, которые могут затрагивать как отдельные гены, так и целые хромосомы или даже весь их набор. В зависимости от природы возникновения мутации делят на спонтанные и индуцированные.
Мутации делят на соматические и генеративные в зависимости от типа клеток, в которых они возникают. Наблюдения показывают, что многие мутации вредны для организма. Лишь некоторые из них могут оказаться полезными. Вещества и воздействия, приводящие к возникновению мутаций, называются мутагенными факторами, или мутагенами.
Фенотипическая (ненаследственная, или модификационная) изменчивость связана с возникновением модификационных изменений признаков организма, не затрагивающих его геном. Исследования модификационной изменчивости доказывают, что наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определённых условиях.
Модификационная изменчивость не имеет эволюционного значения, т. к. не связана с образованием новых генов. Так, размеры листьев одного дерева варьируют в довольно широких пределах, хотя генотип их одинаков.
Если листья расположить в порядке нарастания или убывания их длины, то получится вариационный ряд изменчивости данного признака.
Хромосомная теория наследственности
Т. Морган с учениками сформулировал хромосомную теорию наследственности в начале XX в. Основные её положения:
- Гены находятся в хромосомах, располагаются в них линейно на определённом расстоянии друг oi друга и не перекрываются.
- Гены, расположенные в одной хромосоме, относятся к одной группе сцепления. Число групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом.
- Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно.
- В потомстве гетерозиготных родителей новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера.
- Частота кроссинговера, определяемая по проценту кроссоверных особей, зависит от расстояния между генами.
- На основании линейного расположения генов в хромосоме и частоты кроссинговера как показателя расстояния между генами можно построить карты хромосом.
Это конспект для 10-11 классов по теме «Генетика. Наследственность и изменчивость». Выберите дальнейшее действие:
Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/
Основы генетики человека: что такое гены, генеалогический метод исследования – Учёба
Рассказать ВКонтакте в Одноклассниках в
Наука о наследственности долгое время считалась чем-то сродни шарлатанству. Неслучайно даже в середине 20 века генетика считалась лженаукой, а в СССР ее представители подвергались преследованию.
Позже все встало на свои места, генетика заняла почетное место среди фундаментальных наук, которые занимаются изучением живого и растительного мира.
Генеалогический метод является одной из разновидностей генетического исследования: изучается родословная человека, что помогает выявить тенденцию к наследованию наследственных признаков.
Что такое генеалогический метод исследования
Метод анализа родословной был изложен в конце 19 века Ф. Гальтоном, позже Г. Юстом были даны единые уловные обозначения при составлении генеалогического древа.
Суть исследования – составление подробной родословной человека и последующий его анализ с целью выявить определенные признаки, которым привержены члены одной семьи, а также наличие наследственных заболеваний.
Сейчас появляются новые лабораторные методы проведения исследований, но консультирование специалистом по составлению родословной до сих пор находит применение в медицине и прикладной науке.
Для чего используют
В прикладной науке генеалогический метод используется для изучения принципов распространения среди членов одной семьи различных наследственных признаков: веснушки, способность сворачивать язык в трубочку, короткопалость, сросшиеся пальцы, рыжие волосы, склонность к диабету, заячья губа и прочее. Причем выделяется несколько типов наследования – аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом.
В медицине клинико-генеалогический метод помогает выявить наличие патологических признаков и вероятность их наследования. Зачастую картина становится ясна и без дополнительных исследований (анализ плацентарной жидкости на наличие генетических заболеваний). Главное – установить наследственный признак и просчитать вероятность его проявления в будущих поколениях.
В чем заключается сущность генеалогического метода
Главный инструмент генеалогического анализа – сбор информации об индивидууме и его семье. При помощи составления подробных родословных появляется возможность выделить тот или иной наследственный признак.
В медицине такая методика называется клинико-генеалогической. Специалист изучает родословные связи и пытается выявить наследственные признаки, проследить их наличие у близких и дальних родственников.
Генеалогический метод состоит из двух этапов – составления родословной и ее подробного анализа.
Задачи
Основной плюс генеалогического метода – его универсальность. Он применяется при решении теоретических и практических задач, например, при определении вероятности наследования некоторых заболеваний:
- выявление генетического признака;
- установление его как наследственного;
- определения типа исследования и пенетарности гена;
- вычисление вероятности его наследования;
- определение интенсивности мутационного процесса;
- составление генетических карт хромосом.
Цели
Основная цель генеалогического анализа в медицине – диагностика наследственных патологий.
При этом составление родословной является одним из этапов исследования, которое выявляет возможность наследования определенного генетического признака.
Речь идет не только о таких наследственных особенностях, как рыжие волосы или короткопалость, аномалии характера, но и о серьезных заболеваниях, которые могут передаваться по наследству, например, шизофрения, муковисцидоз или гемофилия.
Генетический анализ на наследственные заболевания у беременных
Любая пара, ожидающая ребенка, может обратиться к генетику с целью выяснить, не ли у их будущего ребенка каких-либо генетических отклонений. В некоторых случаях консультация генетика является обязательной:
- возраст родителей (более 35 лет у матери и 40 лет у отца);
- в семье уже есть дети с генетическими заболеваниями;
- неблагоприятные условия жизни одного из родителей (плохая экология, злоупотребление алкоголем и наркотиками);
- мать во время болезни перенесла какое-либо серьезное инфекционное заболевание;
- один из родителей болен психическим заболеванием;
Профессиональное генеалогическое исследование является одним из видов генетических исследований, которые проводят для будущих родителей. Другие методы исследования наследственности человека включают в себя:
- ультразвуковая диагностика;
- исследование околоплодных вод (амниоцентез);
- исследование на предмет возможных последствий после перенесенных во время беременности инфекций (плацентоцентез);
- генетическое исследование пуповинной крови (кордоцентез).
Этапы генеалогического метода
При составлении родословной и последующем ее анализе врач-генетик действует поэтапно. Выделяются три основных:
- Определяется пробанд для которого составляется подробная родословная. При ожидании ребенка пробандом почти всегда является мать, в остальных случаях – носитель наследственного признака.
- Составление родословной, при этом собирается анамнез пробанда и его родственные связи.
- Анализ родословной и вывод о вероятности и типе наследования признака.
Составление родословной
При медико-генетическом консультировании за основу берется пробанд – человек, который предположительно является носителем наследственного признака или страдающий генетическим заболеванием.
Родословная составляется со слов исследуемого, при этом для точности картины необходимо собрать сведения о трех, а то и четырех поколениях его семьи.
Кроме того, специалисты опрашивают самого пробанда и проводят визуальный осмотр на предмет наличия и степени выраженности наследственного признака.
Все сведения записываются в медико-генетическую карту в следующем порядке:
- информация о пробанде – наличие наследственного признака или генетических заболеваний, состояние, акушерский анамнез, психический анамнез, национальность и место жительства;
- сведения о родителях, братьях и сестрах (сибсах);
- данные о родственниках со стороны матери и отца.
Символика генеалогического метода
В генеалогических таблицах используются определенные символы, которые были разработаны в 1931 году Г. Юстом. Женский пол в них обозначен кружком, мужской – квадратом.
Некоторые ученые применяют для женского рода «Зеркало Венеры» (кружок с крестиком), а для мужского «Щит и копье Марса» (кружок со стрелкой).
Сибсов располагают на одной линии с пробандом, номера поколений показаны в виде римских цифр, родственники одного поколения – арабских.
Генеалогический анализ
Использование анализа родословной помогает выявить наследственный признак, как правило, патологический. Это устанавливается, если он встречается более двух раз в нескольких поколениях.
После этого осуществляется оценка типа наследования (аутосомно-рецессивный, аутсомно-доминантный, или сцепленный с полом).
Далее идут выводы о вероятности появления наследственного признака у детей членов родословной и при необходимости указание для направления на дополнительные генетические исследования.
Наследственный характер признака
Аутсомно-доминантный тип наследования определяется при полном доминировании признака, к ним относятся цвет глаз, веснушки, структура волос и т.д. В случае болезни:
- наследование идет в равной степени у женщин и мужчин;
- имеются больные по вертикали (в поколениях) и горизонтали (братья и сестры);
- у больных родителей высока вероятность наследования патологического гена;
- при наличии большого родителя риск наследования составляет 50%.
Аутсомно-рецессивный тип:
- носителями являются братья-сестры – по горизонтальной линии;
- в родословной немого носителей среди родных пробанда;
- мать и отец носителя здоровы, но могут быть носителями рецессивного гена, при этом вероятность, что ребенок унаследует патологический признай – 25%.
Существует тип наследственности, сцепленной с полом:
- доминантное Х-сцепление – проявляется у обоих полов, но передается по женской линии;
- рецессивное Х-сцепление – передается только мужчинам от матерей, причем дочери будут здоровы, а сыновья – больны с разной вероятностью;
- У-сцепленное (голандрическое) – передается по мужской линии;
Тип наследования и пенетрантности гена
Характер наследования | |
доминантный | рецессивный |
Нейрофиброматоз | Альбинизм |
Врожденный гипотиреоз | Фенилкетонурия |
Болезнь Марфана | Гаргонтилизм |
Семейная гиперхолестермия | Болезнь Тея-Сакса |
Синдром Лойса-Дитца | Галактоземия |
Ихтихоз | |
Андрогенитальный синдром |
Определение групп сцепления и картирования хромосом
Характер наследования | ||
Х-доминантная | Х-рецессивная | У-сцепленная (голандрическая) |
Гипофосфатерический рахит | Синдром Леша-Найхана | Бесплодие |
Дальтонизм | Патология полового развития | |
Мукополисахароз | ||
Гемофилия |
Изучение мутационного процесса
Клинический анализ родословной изучает изменчивость мутационных процессов, при этом метод является полезным при анализе возникновения «нетипичных» или «спонтанных» мутаций, к примеру, синдром Дауна. Изучается различие мутаций эпизодического характера от закономерных генных процессов в рамках одной семьи. При этом рассматриваются следующие факторы мутаций:
- возникновение мутации;
- интенсивность процесса;
- факторы, способствовавшие появлению.
Анализ взаимодействия генов
При медико-генеалогическом анализе выявляются процессы взаимодействия генов, которые помогают расшифровать обусловленность появления патологических наследственных признаков в рамках одной семьи.
Тщательно разработанная родословная становится фундаментом для дальнейших исследований интенсивности развития мутации генов, выявления типа наследования и вероятность получения гена у наследников пробанда.
Гомо и гетерозиготность родителей
Совокупность наследственных признаков переходит к нам от родителей. Ген, полученный от обоих родителей, будет называться гомозиготным. Если у матери и отца кудрявые волосы, то ген, отвечающий за структуру волос, определяется как гомозиготный.
Если же у матери волосы прямые, а у отца кудрявые, то ген структуры волос определяется как гетерозиготный. У ребенка может быть гомозиготный ген цвета глаз и гетерозиготный ген цвета волос.
В случае полного доминирования гена, признак наследуется почти со 100% вероятностью по вертикальной линии.
Генеалогический метод исследования
Биология. Генеалогический метод
Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.
Источник:
Генеалогический метод исследований в генетике
Генеалогический метод ещё называют методом родословных. Его суть состоит в изучении изменения любого признака в ряду поколений подопытного организма. Для этого следует изучить как можно больше его родственников, составить родословную, в которой отметить всех, имеющих анализируемый признак.
Задолго до появления генетики этим методом пользовались люди, особенно тщательно заботившиеся о получении здоровых и успешных потомков.
В династиях египетских фараонов и европейских королей тщательно изучали родословные, записывали рождение каждого ребёнка в специальные книги.
Да и многие другие семьи составляли родословные и знали свой род намного дальше, чем современные семьи, где, как правило, знают своих предков не далее прабабушек и прадедушек.
Изучая родословную, можно с той или иной вероятностью предусмотреть появление больного ребёнка, предугадать, какую внешность будут иметь потомки, даже то, какие черты характера унаследует ребёнок от своих предков. При генеалогическом методе исследований изучают как патологические признаки и болезни, так и наследование обычных признаков, например, внешности человека: цвет глаз, курчавость волос, форма носа и так далее.
Известно, что многие представители королевской династии Габсбургов имели довольно большой нос с горбинкой и выпяченную нижнюю губу. Одной из представительниц этого королевского дома была королева Франции Анна Австрийская, описанная А. Дюма в «Трёх мушкетёрах»:
«Анне Австрийской было в то время лет двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У неё была походка королевы или богини.
Источник: https://rozli.ru/nauka/osnovy-genetiki-cheloveka-chto-takoe-geny-genealogicheskij-metod-issledovaniya.html
Символика генеалогического метода
1). Спадкові захворювання і прирождженні вади розвитку в перинаталогічній практиці /Запорожан В.М, Сердюк А.М, Бажора Ю.І та ін. др. – Київ, Здоров”я, 1997. – с.193 – 207.
Дополнительная
1). Н.П.Бочков. Клиническая генетика. – М. Медицина, 1997. – 288с.ил. – С.23 – 26, 30 – 43,
2). Педиатрия: пер. с англ./Гл. ред. Н.Н.Володин – М.: ГЭОТАР, 1996. – С. 205 – 240.
3). Медицина дитинства./За ред. П.С.Мощича. – Київ, Здоров”я, 1994. – С.238 – 356.
4). Л.В.Молодан, Е.Бугаева, О.О.Демина, И.В.Волчик. Описание фенотипа. – Харьков, 1998. – 49с.
Тема занятия: Клинико-генеалогический метод.
Цель занятия: приобрести практические навыки сбора генеалогического анамнеза, составления и анализа родословной.
Студент должен знать:
Генетическую терминологию: генеалогия, пробанд, сибс.
Символы для составления родословной.
Правила построения родословной.
Значение генеалогического метода.
Особенности родословных при разных типах наследования.
Студент должен уметь:
Составить родословную.
Проанализировать родословную и определить тип наследования.
Контрольные вопросы
Что означают термины генеалогия, пробанд, сибсы?
Значение клинико-генеалогического метода.
Особенности сбора генеалогического анамнеза.
Генеалогическая символика. Правила графического изображения родословной.
Характерные особенности родословной при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленном с полом типе наследования.
Практическая работа
1. Собрать у больного генеалогический анамнез, составить и проанализировать родословную.
2. Составить свою собственную родословную.
3. Решить ситуационные задачи.
Основные теоретические сведения
Клинико-генеалогический метод основан на составлении и анализе родословной семьи. Это обязательный этап в обследовании больного с наследственной патологией. Синоним слова «родословная» – «генеалогия». Отсюда произошло название метода.
Метод позволяет устанавливать следующее:
является ли признак единичным в семье или имеется несколько случаев данной патологии (семейный характер);
определить тип наследования;
определить риск рождения больного ребенка;
выявить лиц, нуждающихся в медико-генетическом консультировании, определить клинический прогноз для пробанда и его родственников с учетом особенностей заболевания и его генетической характеристики;
оценить экспрессивность и пенетрантность гена.
Метод не требует сложного оборудования, длительного лабораторного анализа, прост, доступен каждому врачу. Он включает следующие этапы:
Сбор генеалогической информации (генеалогического анамнеза).
Построение родословной.
Анализ родословной.
Таким образом, метод сочетает клиническое обследование больного и анализ родословной.
I этап. Сбор информации начинают с пробанда. Пробанд – это человек, родословная которого будет составляться. Чаще всего пробанд – больной с наследственным заболеванием, реже – здоровый человек, имеющий больных родственников. Пробанда часто называют консультируемым.
Начинают с анамнеза настоящего заболевания пробанда. Затем следует расспрос о сибсах пробанда (сибсы – братья и сестры пробанда), расспрос о ближайших родственниках (родители, далее родственники по материнской линии, родственники по отцовской линии).
Собирают информацию об исходах в их беременностях. Обращают внимание на аборты, мертворождения, смерть в раннем детском возрасте. Это может способствовать выяснению типа наследования заболевания. Информацию о сибсах (и других родственниках) собирают в порядке рождения.
Следующий этап – информация о родителях пробанда.
Необходимо выяснить, имеет ли в данной семье место близкородственный брак. У каждого человека есть от 10 до 30 патологических рецессивных генов в генотипе. Близкие родственники имеют больше шансов оказаться гетерозиготами по одному и тому же патологическому гену. При близкородственных браках повышен риск рождения детей с рецессивными заболеваниями.
Затем в хронологической последовательности собирают информацию обо всех родственниках матери, затем обо всех родственниках отца.
Следует указать возраст умерших, причину смерти.
При сборе генеалогического анамнеза следует ответить на следующие вопросы:
Какой по счету ребенок был пробанд в семье?
Сколько всего было беременностей у матери пробанда?
Чем закончилась первая беременность? Вторая и т.д.
Чем болели сибсы?
Причины смерти и возраст?
В каком сроке и по какой причине прервана беременность?
Вопросы о семье матери:
Каким по счету ребенком была мать в семье?
Есть ли у сестер и братьев матери дети?
Количество детей в порядке рождения, их состояние здоровья.
Если были умершие, то в каком возрасте.
Затем следует собрать информацию о бабушке со стороны матери, дедушке, их родственниках. И вновь обращают внимание на причины смерти, возраст умерших. После этого переходят к сбору информации об отце и всех родственниках отца.
Желательно обследовать лично больных. В случае, если это невозможно сделать по каким-либо причинам, необходимо проанализировать фенотипы родственников по семейным фотографиям. В ряде случаев необходимо получить информацию о результатах вскрытий умерших или изучить медицинские документы. Все это необходимо для выяснения типа наследования признака в семье.
II этап. Построение родословной.
Родословная – графическое изображение семейного дерева.
Символы, которые используют для построения родословной:
здоровая женщина
здоровый мужчина
пробанд
брак
кровнородственный брак
повторный брак
пол неизвестен
аборт медицинский
выкидыш
внебрачная связь
сибсы
монозиготные близнецы
дизиготные близнецы
умерли
бесплодный брак
бесплодна, бесплоден
больные
женщина-гетерозигота по рецессивному
сцепленному с Х-хромосомой гену
мужчина-гетерозигота по аутосомно-
рецессивному гену
При составлении родословной придерживаются следующих правил:
Родословную нужно начать составлять с середины листа.
Сибсов изображают справа налево в порядке рождения.
Все члены одного поколения изображаются на одной линии.
Родословную удобно начать составлять с матери пробанда и ее сибсов, затем изображают ее родственников. Мать и ее родственники располагаются в родословной справа.
Отец и родственники отца изображаются слева.
Пробанда и его сибсов располагают посередине между семьями отца и матери.
Поколения нумеруют слева римским цифрами сверху вниз. Членов одного поколения нумеруют слева направо арабскими цифрами Каждый представитель имеет свой шифр (I-5, II-7 и т.д.).
Указывают возраст членов семьи цифрами возле символа (лучше дату рождения).
Лично обследованного обозначают (!).
Супруги родственников пробанда могут не изображаться в большой родословной, если они здоровы и «не влияют» на возникновение заболевания.
Необходимо указать дату составления родословной. Родословная должна включать не менее 3-4 поколений.
III этап. Генеалогический анализ.
Первый вопрос, на который следует ответить, анализируя родословную, — наследуется признак, или он является следствием новой мутации. Возможно также возникновение пороков развития под действием тератогенных факторов, действовавших в период беременности.
Второй вопрос – тип наследования заболевания в данной семье.
Третий – генотип родителей и риск рождения больного ребенка.
Для моногенных заболеваний известны аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и сцепленный с Х- хромосомой доминантный и рецессивный типы. Нормальные признаки могут также наследоваться сцепленно с У- хромосомой.
Рассмотрим характерные особенности каждого из типов наследования.
Аутосомно-доминантный тип наследования.
Пример родословной с аутосомно-доминантным типом наследования:
I
II
III
IV
Болезнь кодирует ген А, норму – а. Больные могут иметь генотип Аа или редко АА. У гомозигот заболевание проявляется в более тяжелой форме. При многих заболеваниях доминантный ген в гомозиготном состоянии обладает летальным действием.
Болеют мужчины и женщины одинаково часто.
Признак наследуется «по вертикали», т.е. встречается во всех поколениях.
У больного ребенка, как правило, болен один из родителей.
5) Если один из родителей болен, то вероятность рождения больного ребенка 50%.
Р Аа х аа
гаметы А а а
F1 Aa aa
больны 50% здоровы 50%
Иногда при доминантном типе наследования родословные могут отличаться от классических. В 60-80% доминантный признак возникает из-за новой мутации у одного из родителей (чаще отцов). Риск новой доминантной мутации повышается с возрастом отца. Риск второй мутации, как правило, незначителен.
Иногда у здоровых родителей несколько детей могут иметь доминантный признак. В этом случае нужно думать о гонадном мозаицизме у одного из родителей.
Мутация произошла в предшественниках половых клеток при образовании гонады. Многие половые клетки могут иметь мутантный ген. Риск рождения второго больного ребенка может быть достаточно высоким.
Например, у двух здоровых родителей риск рождения второго ребенка с эктродактилией – 14%.
Вторая причина атипичных родословных – заболевание может проявиться не с момента рождения, а в более позднем возрасте (хорея Гентингтона чаще в 40-50 лет). Для некоторых доминантных генов характерна неполная пенетрантность и варьирующая экспрессивность.
Источник: studfile.net
Источник: https://naturalpeople.ru/simvolika-genealogicheskogo-metoda/