Скопический это

Содержание
  1. Скопия в гинекологии
  2. Кольпоскопия
  3. Подготовка
  4. Процедура
  5. Гистероскопия
  6. Методика
  7. Лапароскопия
  8. Сопор (предкомовое состояние): что это такое, симптомы, диагностика, лечение и прогноз
  9. Причины возникновения субкомы
  10. В чем отличие комы от сопора
  11. Сколько длится сопорозное состояние
  12. Как правильно вывести человека из сопора
  13. Признаки сопорозного состояния
  14. Диагностика
  15. Лечение сопора
  16. Прогноз и последствия
  17. Дымка «Моны Лизы», мультимедийные манускрипты и годаровский голос с экрана. Как искусство удерживает наше внимание?
  18. Чтобы передача опыта казалась непосредственной, медиа старается себя замаскировать — когда человек его не замечает, он увлекается сильнее всего.
  19. Иммедиация
  20. Перспектива претендует на передачу «естественного» опыта зрения. Учитывая то, как искажаются формы и пропорции объектов при восприятии глазом (классический пример — «сход» параллельных рельсов в одну точку на горизонте), она натуралистично воссоздает трехмерное пространство.
  21. Альберти. Три книги о живописи
  22. Пользуясь правилами перспективы и растягивая изображения по осям, итальянский художник XVIII века Андреа Поццо смог изобразить купол, который легко спутать с настоящим, на немного изогнутом своде.
  23. Гипермедиация
  24. Когда вы вечером начинаете переходить по ссылкам в «Википедии», чтобы почитать, к примеру, о сфумато, а к утру обнаруживаете себя изучающимсписок знаменитых бутербродов — это вообще не похоже на VR, но эффект погружения, очевидно, не меньший
  25. Иллюминированные манустрипты — это мультимедиа Средневековья. Текст и изображения здесь смешиваются в разных пропорциях: простой текст, вычурные буквицы, строгие иллюстрации в рамочках и свободно парящие персонажи на полях-маргиналиях.
  26. Образ — неустранимый посредник между действительностью и человеком. Так или иначе, информация передается с помощью какого-нибудь медиа, это единственный доступный нам споcоб отношений с «сущим».
  27. Прозрачность и непрерывность
  28. Благодаря прозрачности медиа становятся эффективным агентом политической жизни: пропаганда, реклама органично встраиваются в общий культурный фон и образуют вокруг нас неразрывную ткань.
  29. Благодаря изобретению печати, телескопа и микроскопа в Новое время все ожидания и прорывы были связаны со взглядом. До сих пор мы доверяем зрению больше, чем, например, обонянию. Фраза «видеть своими собственными глазами» используется как доказательство объективности.
  30. Медийные сети, из которых складывается режим нашего восприятия сегодня, прозрачны и включают даже людей: официанты, доставщики еды и таксисты остаются для нас невидимой инфраструктурой, на которую мы обращаем внимание, только если что-то идет не так.
  31. Эскапизм – что это такое? Эскапизм в психологии
  32. Эскапизм в психологии
  33. Эскапизм – это плохо или хорошо?

Скопия в гинекологии

Скопический это

Скопия — от греческого слова skopeo, означает — смотрю. Данное понятие означает визуальный осмотр органа с помощью специального аппарата. Скопия в гинекологии может быть нескольких видов. Основные:

  • кольпоскопия;
  • гистероскопия;
  • эндоскопия;
  • лапароскопия.

Каждая из процедур имеет определенные показания, противопоказания и осложнения, которые могут возникнуть после проведения манипуляции. Ниже рассмотрены по отдельности все виды скопии в гинекологической практике.

Кольпоскопия

Кольпоскопия — это метод осмотра слизистой оболочки влагалищной части шейки матки.

Для проведения процедуры используют инструмент под названием кольпоскоп, на конце которого есть увеличительная линза и свет. Это позволяет рассмотреть состояние определенных органов хорошо.

При необходимости врач берет небольшой образец ткани для обследования в лаборатории. Такая процедура называется цервикальной биопсией.

С подобной скопией в гинекологии для шейки матки знакома каждая третья женщина. Процедура проводится после гинекологического осмотра.

Диагностическая манипуляция не доставляет болезненных ощущений, поэтому бояться ее не стоит. Через кольпоскоп врач может увидеть патологические изменения в цервикальных и вагинальных тканях.

К ним относятся аномальные кровеносные сосуды, структура ткани и цвет слизистой.

Доктор может назначить кольпоскопию для диагностики в следующих случаях:

  • кровотечение;
  • полипы;
  • генитальные бородавки, которые могут означать инфицирование вирусом папилломы человека и быть фактором риска к развитию рака шейки матки;
  • применение препарата Диэтилстильбестрол матерью во время беременности, поскольку воздействие этого медикамента повышает риск развития рака репродуктивной системы у ребенка;
  • эрозия шейки матки;
  • плохие цитологические результаты;
  • боли во время полового акта.

Проведение кольпоскопии также необходимо женщинам во время сбоя менструального цикла и при наличии выделений необъяснимого генеза.

В большинстве случаев процедура проходит без осложнений. Она не наносит вреда женскому здоровью. Но иногда кольпоскопия может привести к серьезным осложнениям:

  • инфекционное заболевание;
  • лихорадка;
  • озноб;
  • боль внизу живота;
  • кровотечение.

Если у женщины аллергия на йод или латекс необходимо сообщить доктору, так как врач может провести пробу Шиллера. Также важно сообщить о беременности на раннем сроке. Если есть другие риски, основанные на состоянии здоровья пациентки, их также следует обсудить с доктором.

Подготовка

Перед выполнением процедуры врач должен предоставить форму согласия. Ее необходимо подписать после того, как ознакомитесь с каждым пунктом. Если есть вопросы не бойтесь их задавать.

Затем доктор рассказывает о правильной подготовке к проведению процедуре. Как правило, для выполнения кольпоскопии не требуется голодать. Если женщине необходима биопсия под местным или общим наркозом, тогда понадобится соблюдать определенное питание и не употреблять пищу за 10 часов до процедуры.

Важно сообщить доктору о лекарствах, на которые имеет аллергия, а также есть ли аллергическая реакция на латекс, йод или анестезию. Что касается других препаратов, то о них также необходимо рассказать, в это число входят свечи, мази и травяные добавки.

Обязательно укажите в форме согласия препараты-антикоагулянты, которые влияют на свертываемость крови. За 2–3 дня до процедуры обычно врач отменяет такие лекарства.

В течение 24 часов до начала теста прекращают использовать вагинальные тампоны, крема или свечи. Также нельзя заниматься сексом в течение суток и принимать душ. За тридцать минут до кольпоскопии принимают болеутоляющее средство.

Процедура

Кольпоскопию могут провести в кабинете гинеколога или в другом помещении, если женщина находится на стационарном лечении.

Как правило, кольпоскопия следует этому процессу:

  • Женщина раздевается до пояса или полностью и ложится на гинекологическое кресло.
  • Перед процедурой необходимо опорожнить мочевой пузырь.
  • После введения анестезии врач вставляет во влагалище гинекологическое зеркало, чтобы открыть шейку матку.
  • Затем вводят кольпоскоп. Его не вводят во влагалище. Кольпоскоп размещают в начале открытия этого органа.
  • Теперь доктор проводит осмотр. При необходимости он может очистить шейку матку раствором уксусной кислоты. Этот способ делает аномальные ткани белыми, их становится хорошо видно. Во время этой манипуляции можно почувствовать легкое жжение.
  • Если назначено, то проводят биопсию.

После процедуры женщина еще некоторое время может полежать на кресле и отправится в палату или домой. Если проводится биопсия, процесс восстановления будет отличаться. Это зависит от типа биопсии и анестезии. Как только пульс, кровяное давление и дыхание восстановятся, женщину отвозят в палату.

После кольпоскопии надевают гигиеническую прокладку, если случится кровотечение. В течение нескольких дней возможны небольшие выделения, это нормально. После биопсии нельзя использовать тампоны, заниматься сексом и купаться в ванной в течение 1 недели. Участок слизистой, откуда брали биопат, должен зажить.

Гистероскопия

Гистероскопия — это микрохирургическое вмешательство, которое позволяет избежать серьезных операции. С помощью этой процедуры доктор может работать в полости матки под контролем зрения, а не в слепую.

Такую скопию матки проводят для:

  • взятия образца ткани;
  • удаления полипов и фиброзных опухолей;
  • предотвращения кровотечения путем прижигания эрозии с помощью электрического тока, замораживания или других химических веществ.

Проведение гистероскопии назначается женщине, если доктор получил плохие результаты Пап-теста, она страдает от маточных кровотечений между менструациями или они начали появляться после наступления климактерического периода.

Также выполнение данной процедуры назначают при таких показаниях:

  • диагностика причины бесплодия;
  • 2–3 выкидыша;
  • удаление маточных рубцов;
  • удаление эндометриальной подкладки.

Гистероскопия запрещена, если женщина находится в положении. После выполнения микрохирургического вмешательства могут появиться такие осложнения, как инфекция, кровотечение, воспалительное заболевание, разрыв матки или повреждение шейки.

Методика

Гистероскопия требует подготовительного процесса, и это не зависит от цели ее проведения.

Подготовка включает следующее:

Важно следовать любым инструкциям доктора, чтобы правильно подготовиться. Например, последний прием пищи должен быть в 8 часов вечера, нельзя пользоваться косметическими средствами и на вечер необходимо выпить 2–3 таблетки Ново-Пассита.

В день проведения процедуры понадобится взять с собой сопровождающего. Гистероскопия проводится под наркозом, понадобится помощь в передвижении.

Перед процедурой женщина снимает свои вещи и надевает больничный халат. Обязательно опорожняют мочевой пузырь. Не беспокойтесь медсестра обо всем напомнит и расскажет.

Проведение гистероскопии:

  • женщина ложится на гинекологическое кресло;
  • вагинальную область очищают антисептическим раствором;
  • вставляют зеркало, через которое введут гистероскоп;
  • затем вводят жидкость или газ через этот инструмент, чтобы расширить матку для лучшего обзора.

Таким образом доктор проверяет стенки матки и делает фотографию или видеоролик. Если есть назначение, то берут кусочек ткани для исследования в лаборатории под микроскопом.

Восстановление женщины после гистероскопии будет зависеть от типа анестезии. Первые несколько часов женщина будет находиться в больнице, важно отслеживать артериальное давление и пульс до тех пор, пока они не станут стабильными.

У женщины могут быть спазмы и кровянистые выделения в течение нескольких дней после выполнения манипуляции. В течение 2 недель нельзя заниматься сексом и принимать ванну (можно купаться только под душем).

Лапароскопия

Лапароскопия в гинекологии — что это? Другое название этой процедуры лапароскопия. Проводится в диагностических и лечебных целях. Данная процедура проводится с помощью тонкой трубы, на конце которого видеокамера и свет для лучшей визуализации органов женщина.

Инструмент помещается в сантиметровый разрез в животе пациентке. Изображения, которые снимает видеокамера, видны в режиме реального времени на экране компьютера.

Одним из преимуществ лапароскопии является то, что она малоинвазивна. Это означает, что врач делает очень маленький разрез на животе. Процедура обычно занимает мало времени и женщина быстро после нее восстанавливается, в отличие от открытой хирургии.

Показания к проведению лапароскопии:

Лапароскопию часто выполняют, когда после физического обследования, рентгеновского или компьютерной томографии результат неоднозначный. Процедуру также назначают женщинам для определения стадии рака матки или придатков.

Лапароскопия также может использоваться для лечения эндометриоза. Она может быть сделана для лечения внематочной беременности или для перевязки фаллопиевых труб, чтобы навсегда предотвратить беременность.

Возможные осложнения:

  • лихорадка и озноб;
  • боли вокруг области разреза;
  • рвота;
  • проблемы с мочеиспусканием;
  • покраснение, отек или кровотечение из места разреза.

Проведение лапароскопии невозможно в таких случаях: последняя стадия рака, хронический туберкулез, тромбоцитопения, много рубцовой ткани, прием препаратов, истощающих кровь.

Сопор (предкомовое состояние): что это такое, симптомы, диагностика, лечение и прогноз

Скопический это

Сопор – это угнетение сознание, предшествующее коме (субкома, пре-кома), т.е. предкомовое состояние.

В состоянии сопора человек способен реагировать на громкие звуки, неоднократно повторенный вопрос, зрачки слабо, но все-таки реагируют на свет, а тело – на болевые раздражители (щипки, шлепки).

Однако вывести человека из сопора подобными раздражителями удается лишь на короткое время.

Сопор следует отличать от другого медицинского понятия – «ступор». Оба они сходны во внешних проявлениях, но при этом сопор представляет собой патологию неврологической этиологии, в то время как ступор – психической. В иностранных источниках эти понятия дифференцируются иначе. «Сопор» означает «глубокий сон», а угнетение сознания, наоборот, называется ступором.

В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) сопор отнесен к подпункту R40.1.

Причины возникновения субкомы

Сопор может возникнуть по многим причинам. Внутренние причины подразделяются на две группы: неврологические и метаболические. На развитие угнетенного сознания могут оказывать влияние также внешние факторы.

К неврологическим причинам относятся:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), включающее в себя инсульт, особенно характерно впадение в сопор при поражении верхних отделов ствола мозга в результате геморрагического инсульта,
  • черепно-мозговые травмы, результатом которых становится ушиб мозга, сотрясение, кровоизлияние, или гематома,
  • абсцессы, кровоизлияния, опухоли мозга с его набуханием, отеком, смещением сегментов,
  • водянка головного мозга (гидроцефалия),
  • дисфункция нервных структур в результате воспаления капилляров (васкулита),
  • воспалительные процессы в мозге, вызванные инфекциями (менингит, энцефалит),
  • эпилептический статус, при котором эпиприступы происходят каждые полчаса, больной не успевает восстановиться полностью между приступами, из-за чего дисфункции нервной системы и внутренних органов нарастают,
  • субарахноидальное кровоизлияние в результате разрыва аневризмы головного мозга.

Метаболические факторы:

  • Ненормальный уровень глюкозы в крови при сахарном диабете,
  • самоотравление организма при уремии из-за скопления продуктов обмена белков,
  • гипотиреоз (недостаточность гормонов щитовидной железы),
  • резкое падение уровня натрия в крови,
  • печеночно-почечная недостаточность,
  • гипоксия (недостаток кислорода), асфиксия (переизбыток углекислоты),
  • тяжелый гипертонический криз,
  • тяжелая сердечная недостаточность,
  • заражение крови (сепсис).

Сопор могут спровоцировать внешние факторы:

  • Перегрев организма (солнечный или тепловой удар),
  • гипотермия (переохлаждение),
  • отравление токсинами (угарный газ, метиловый спирт, ряд медикаментов, например, барбитураты).

В чем отличие комы от сопора

Сопор – это состояние угнетения сознания средней тяжести. Ему может предшествовать более легкая форма подавленности сознания – оглушение.

Кома является более тяжелой формой, при ней сознание утрачивается вообще. Сопор может перерасти в коматозное состояние. При сопоре сохраняются рефлекторные реакции, в то время как при коме их практически нет. В обоих случаях рефлексы замедляются, однако при коме степень замедления намного больше.

В сопорозном состоянии человек не способен ответить на вопрос, но можно убедиться, что он в какой-то степени слышит его. Например, несколько раз громко обратившись к нему, получить реакцию в виде открытия глаз.

Ущипнув за руку, можно заметить по мимике, что человек, находящийся в сопоре, чувствует боль. При коме всё это совершенно невозможно. Даже слабого реагирования на внешние раздражители не происходит.

Дыхание при коме также слабеет из-за угнетения дыхательной функции.

Сколько длится сопорозное состояние

В зависимости от причин, по которым возникло, сопорозное состояние может длиться от нескольких секунд или минут до нескольких месяцев. Далее человек либо выходит из него, либо погружается еще более глубоко в бессознательность – в кому.

Как правильно вывести человека из сопора

Стабильно вывести больного из оцепенения невозможно без помощи врачей. Он может машинально открывать глаза при резком хлопке или крике, но тут же закрывает их. Позже, окончательно очнувшись, пациент ничего не помнит, т.к. сопор чаще всего сопровождается амнезией.

Заметив у человека признаки угнетенного сознания, нужно незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Признаки сопорозного состояния

Сопор напоминает состояние глубокого, крепкого сна. Человек не шевелится, тело его расслаблено, глаза закрыты. В мозге больного преобладают функции торможения.

При громком звуке, похлопывании по щекам он может открыть глаза на несколько секунд. При щипке или шлепке по руке – отдернуть ее, ударить в ответ. Дыхание, глотание, роговичный рефлекс остаются в норме.

При гиперкинетической форме сопора имеют место отрывчатые бормотания и движения, но контакт с больным установить все равно невозможно.

Обычно вместе с признаками сопора проявляются симптомы заболевания, которое стало причиной развития такого состояния. Если сопор вызван черепно-мозговой травмой, признаком могут служить темно-синие круги вокруг глаз. Это указывает на возможный перелом основания черепа.

Диагностика

При диагностике важно правильно определить степень угнетения сознания пациента, т.е. сопорозное состояние с оглушением и комой. От этого будут зависеть меры, принимаемые для дальнейшего лечения.

Необходимо выявить причинно-следственную связь сопора с другими заболеваниями или патологическими состояниями. Лечение будет эффективным, только если устранить болезнь, вызвавшую угнетение сознания.

Для установления причин сопора врачу необходима полная информация об обстоятельствах, ему предшествовавших. Для этого проводится опрос родных пациента либо лиц, его сопровождавших во время наступления сопора. Бригада скорой помощи обычно изучает помещение, в котором находится больной.

Найденные бутылки от спиртного, упаковки от лекарств, шприцы, могут привести к выводам об отравлении организма алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами вследствие их передозировки. Следы драки, кровь на вещах могут говорить о полученной черепно-мозговой травме, травмы, полученной от падения при инсульте, обмороке и прочих обстоятельствах.

Изучаются медицинские карты, справки, проливающие свет на наличие имеющихся заболеваний.

Тело больного осматривается для выявления сыпи на коже, гематом, кровоизлияний, следов от уколов, а также запаха алкоголя. Пациенту измеряется температура тела, артериальное давление, уровень глюкозы в крови. Проводятся аускультация (прослушивание) сердца, ЭКГ.

Берется кровь для общего и биохимического анализов. Могут проводиться также МРТ или КТ головного мозга, скриниг мочи и анализ крови на наличие токсинов, люмбальная пункция.

Перечень экстренных обследований зависит от имеющихся заболеваний и обстоятельств, на основе которых можно заподозрить причины сопора.

Лечение сопора

Лечение сопора должно начинаться настолько быстро, насколько это возможно. Пациента необходимо доставить в отделение реанимации больницы. Он должен находиться под круглосуточным контролем медицинских работников, под контролем аппаратуры.

Выбор метода лечения всецело зависит от причины, вызвавшей угнетение сознания. Сопор не является отдельным заболеванием. Это лишь один из симптомов в клинической картине инсульта, интоксикации ядами, тяжелого гипертонического криза и других острых состояний.

составляющая терапии – меры, направленные на сохранение нервной ткани мозга. Как правило, для этого применяют такие лекарства, как фуросемид, манит, торасемид, папаверин и некоторые другие. Выбор препарата остается за врачом.

Если подойти к лечению неверно, клетки мозговой ткани будут гибнуть, что приведет к еще более плачевным последствиям. Для того чтобы этого не произошло, нужно обеспечить хорошее кровоснабжение мозга, предотвратить отек тканей.

В зависимости от причины сопора, медики лечат печеночную или почечную недостаточность, восстанавливают ритм сердца, корректируют уровень сахара в крови, останавливают кровотечения (по ситуации). Лечебные меры дополняются введением недостающих в организме микроэлементов.

Если сопор появился на фоне инфекционного заболевания, назначаются антибактериальные препараты. Каждая этиология требует специфического лечения.

При отравлениях проводится промывание желудка и кишечника, чтобы прекратить дальнейшее всасывание в кровь токсинов. При кровотечениях со значительной кровопотерей делается вливание крови. Могут также вводиться препараты крови, физраствор, плазма. Для улучшения питания мозговых клеток врач может назначить тиамин, пирацетам, кордарон, препараты магнезии.

В случаях, когда сопору предшествовали эпилептические припадки, назначаются противосудорожные средства: сибазон, карбамозепин, седуксен, вальпроком, реланиум. После инсульта в терапии используются сосудистые препараты.

Если образовалась гематома мозга, может потребоваться проведение экстренной операции. Доктор может назначить антибиотики, цель которых – предупредить застойные явления в тканях, если больному приходится долго лежать.

Ведь сопор может растянуться на месяцы.

При длительном сопоре больному потребуется специальный уход. Чтобы не образовывались пролежни, человека нужно переворачивать, обтирать водой, массировать мышцы. Кроме того, его придется кормить с ложечки. Если это невозможно, кормление придется проводить через зонд.

Прогноз и последствия

Прогноз при впадении человека в состояние сопора очень неоднозначен. Большую роль играют причины, по которым он возник, степень угнетения сознания. Важно также то, насколько быстро начато лечение.

Если процессы затронули жизненно важные участки коры головного мозга, пациент может полностью утратить личностные качества. При поддержании жизненных функций человек может выйти из сопора инвалидом.

Такому человеку потребуются пожизненное содержание и уход. Сам себя обслуживать он больше не сможет. Для прогноза врачи используют диагностику по шкале Глазго.

Если по ней определен низкий уровень баллов, то вернуть человека к прежней жизни, скорее всего, не удастся.

При небольшой степени угнетения сознания и правильном лечении возможно скорое выздоровление. Тем не менее, пребывание в состоянии пре-комы в любом случае оставляет след на когнитивных способностях мозга.

Чтобы минимизировать риски рецидива и развития новых заболеваний, человеку, перенесшему сопор, нужно срочно пересмотреть свой образ жизни. Необходимо настроить себя на здоровую жизнь, исключить любые вредные привычки.

Источник: https://rvdku.ru/nevrologiya/sopor-chto-eto-takoe

Дымка «Моны Лизы», мультимедийные манускрипты и годаровский голос с экрана. Как искусство удерживает наше внимание?

Скопический это

Мечты человечества о телепатии отражают идеальный для нас способ получения информации: медиа, посредник, в этом восприятии исчезает, и чистый опыт оказывается в нашем мозге.

Например, в фильме «Странные дни» подпольный торговец воспоминаниями предлагает покупателям пережить чужой опыт, записанный на цифровые диски, а в одной из серий «Черного зеркала» вживленный чип записывает всё, что человек делает, видит или слышит, позволяя вернуться к этому в любой момент.

Ближе всего к этому идеалу подошла технология VR — шлемы виртуальной реальности и VR-очки обещают стать абсолютно незаметными. Мы должны забыть, что на самом деле перед нами компьютерный интерфейс, и принять графическое изображение как свой собственный визуальный мир.

Чтобы передача опыта казалась непосредственной, медиа старается себя замаскировать — когда человек его не замечает, он увлекается сильнее всего.

Источник

Но VR-шлемы появились совсем недавно, а картины, скульптуры и здания завораживают зрителей уже тысячелетия. Этот эффект достигается за счет иммерсивности — способности медиа погружать зрителя в свое пространство.

Иммерсивность — свойство не только дополненной реальности, но и, к примеру, живописи XVII века, и фотографии — все эти медиа стремятся скрыть свое присутствие, чтобы достичь «непосредственной» передачи опыта.

Есть и совсем древние примеры: вспомните легенду о древнегреческом художнике Зевкисе, который однажды написал виноград настолько правдоподобно, что птицы прилетали клевать его.

Иммерсивности можно добиться разными способами.

Иммедиация

Если медиа буквально стремится превратиться в невидимого, прозрачного посредника, то мы имеем дело с иммедиацией.

Термин происходит от английского immediacy («неопосредованность», «непосредственность») и описывает состояние, в котором субъект одновременно ощущает себя присутствующим и в привычном пространстве, и в реальности медиа (например, когда вы идете по незнакомому городу, постоянно сверяя свое положение с направлением движения себя-точки на гугл-картах).

Подобного ощущения художники умели добиваться еще в эпоху Возрождения, используя технику сфумато и перспективу.

Архитектурная ведута. Франческо ди Джорджо Мартини. Источник

Начнем с перспективы. Фотографии и иллюстрации претендуют на то, чтобы передать реальность именно такой, какой мы ее видим.

Но так было далеко не всегда: на смену абстрактным и условным изображениям Средневековья, которые никак нельзя было спутать с реальным пейзажем, приходит принцип «подражания природе» — мимесис.

Способ изображения трехмерного пространства на плоскости — перспективу — разрабатывали архитектор Филиппо Брунеллески и художник Альбрехт Дюрер, а описал его теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти.

Перспектива претендует на передачу «естественного» опыта зрения. Учитывая то, как искажаются формы и пропорции объектов при восприятии глазом (классический пример — «сход» параллельных рельсов в одну точку на горизонте), она натуралистично воссоздает трехмерное пространство.

Слово «перспектива» переводится как «смотреть сквозь». Полотно трактовалось Альберти как окно, через которое художник видел мир:

«Сначала там, где я должен сделать рисунок, я черчу прямоугольник такого размера, какого хочу, и принимаю его за открытое окно, откуда я рассматриваю то, что будет на нем написано».

Альберти. Три книги о живописи

Иллюстрация «Перспективная машина» опубликована в «Руководстве художника» Альбрехта Дюрера, 1525. Источник

При этом само «окно» художественного зрения, разумеется, должно оставаться прозрачным.

И чтобы этого добиться, поверхность холста и признаки нанесения краски нужно скрыть: краски наносятся тончайшей кистью, чтобы не было видно границ мазков.

Для этих целей художники использовали прием сфумато: краска наносится на холст тончайшими линиями (30–40 микрон в случае «Джоконды») во много слоев, создавая иллюзию дымки, — мазки остаются невидимыми, и изображение выглядит реалистичным.

Пример техники сфумато. Мона Лиза. Леонардо да Винчи. Источник

Возвращаясь к перспективе, следует отметить, что с ней связана одна проблема — монокулярность.

Глубина пространства, созданная перспективой, рассчитана на то, что зритель будет неподвижно стоять по центру холста. Но даже при соблюдении этого условия вряд ли кто-то спутает пространство картины с реальным.

Дело в том, что перспектива учитывает только один глаз, относительно оси взгляда которого выстраивается иллюзия глубины.

В искусстве создания иллюзии трехмерности художники достигли совершенства уже через пару веков.

Пользуясь правилами перспективы и растягивая изображения по осям, итальянский художник XVIII века Андреа Поццо смог изобразить купол, который легко спутать с настоящим, на немного изогнутом своде.

Плафон в венской Церкви иезуитов. Андреа Поццо, 1703. Источник

Максимальное правдоподобие, неотличимость произведения от реальности часто становилась признаком его качества — от эпохи Зевксиса и Парассия до Возрождения и дальше, вплоть до нашего времени.

В цифровую эру иммерсивность становится одним из главных требований к виртуальной среде. Популярность блогов и реалити-шоу — свидетельство той же жажды непосредственности. В кино за эффект иммедиации отвечает субъективная камера: она становится глазами героя (например, как в POV-боевике «Хардкор»).

Ту же роль играют видео, снятые «на все четыре стороны», — наследники панорам.

Интерфейсы гаджетов тоже разрабатываются так, чтобы создавать иллюзию «естественной» манипуляции объектами виртуального мира. Вспомните, как развивался интерфейс мобильных телефонов: иконки на экране, которые нужно было соотносить с кнопками, сменил сенсорный экран смартфона, а теперь модной стала «безрамочность» — и в рекламе новых моделей экран буквально сливается с реальным миром.

Гипермедиация

Иммерсивности, максимальной вовлеченности зрителя, можно добиться и другими способами. Альтернатива иммедиации — гипермедиация. Вместо того чтобы скрывать себя, медиа задействует ресурсы других медиа, увеличивая количество каналов взаимодействия и создавая таким образом гипнотический эффект калейдоскопа. Пример тому — множество окон и вкладок, которые мы открываем в интернете.

Когда вы вечером начинаете переходить по ссылкам в «Википедии», чтобы почитать, к примеру, о сфумато, а к утру обнаруживаете себя изучающим список знаменитых бутербродов — это вообще не похоже на VR, но эффект погружения, очевидно, не меньший

Такое очевидное, непрозрачное присутствие медиума предоставляет нам доступ к самым разнообразным комбинациям изображений и звуков. Интерфейсу больше не нужно «стирать» себя, главное — обеспечить естественность взаимодействия.

Несмотря на то что буквальная прозрачность, эффект погружения при этом должны разрушиться, они достигаются на другом уровне: интерфейс интерактивен, реагирует на команды и действия пользователя.

В таком медиатизированном взаимодействии достигается даже больший эффект иммерсивности.

Великолепный часослов герцога Беррийского. Братья Лимбурги. Источник

У гипермедиации тоже есть свои древние примеры.

Иллюминированные манустрипты — это мультимедиа Средневековья. Текст и изображения здесь смешиваются в разных пропорциях: простой текст, вычурные буквицы, строгие иллюстрации в рамочках и свободно парящие персонажи на полях-маргиналиях.

Другой пример — голландская живопись XVII века, которая не может уместить мир в рамке-окне, как было в живописи Ренессанса, и распространяется за ее пределы. Через открытые двери домов мы всегда можем разглядеть что-то еще: проследовать взглядом в соседнюю комнату или внутренний дворик, почти как в видеоигре.

Похожий эффект мы переживаем, открывая рядом несколько окон на рабочем столе. Так же и телевизионные новостные программы имеют несколько потоков-сценариев для взгляда: текст, графика и видео существуют независимо друг от друга.

Подслушивающая. Николас Мас, 1657. Источник

Такой подход позволяет подключать одновременно не одну (как, например, с перспективой), а сразу много точек зрения.

Некоторые медиахудожники, например Нам Джун Пайк, старались довести эту логику до предела, намерено прерывая гладкий доступ к изображению, чтобы подорвать доверие к образу, которое возникает, когда он выдает себя за реальный опыт.

Жан-Люк Годар, французский режиссер «новой волны», тоже старался напоминать зрителю, что он смотрит кино и должен к нему относиться критически. Герои в его фильмах вдруг начинали смотреть на зрителей и обращаться к ним напрямую.

Эта иконоборческая логика древнее, чем мир. Начиная с Платона, медиа обвиняли в том, что они создают обманчивых двойников реальных вещей. Действительно, медиапосредники неизбежно накладывают свой отпечаток на передаваемое сообщение. Но правда в том, что ни один образ (не только визуальный) не приходит к нам неопосредованным.

Образ — неустранимый посредник между действительностью и человеком. Так или иначе, информация передается с помощью какого-нибудь медиа, это единственный доступный нам споcоб отношений с «сущим».

Нам Джун Пайк. Электронная супермагистраль: США континент, Аляска, Гавайи, 1995. Источник

Прозрачность и непрерывность

Медиа, связывающие нас с миром, образуют инфраструктуру, нарушить прозрачность которой может только ошибка, баг. Мы воспринимаем водоснабжение как нечто естественное до тех пор, пока нам его не отключают.

Благодаря прозрачности медиа становятся эффективным агентом политической жизни: пропаганда, реклама органично встраиваются в общий культурный фон и образуют вокруг нас неразрывную ткань.

Идеологическая составляющая прозрачности медиа удачно показана в фильме «Шоу Трумана», в котором главный герой обнаруживает, что его реальность — полностью сконструированная кем-то декорация.

Об идеологической составляющей медиума и взгляда сквозь него писал американский профессор Мартин Джей. Он выделяет несколько скопических режимов — протоколов смотрения, которые определяют, как и что мы видим или не видим в определенной культуре.

Слово «режим» используется неслучайно: все скопические режимы с помощью собственной риторики и репрезентации пытаются создать из множества существующих в обществе способов смотреть и видеть одно главное видение и стремятся выстроить эти визуальности в соответствии с определенной иерархией.

Джей выделяет три режима, которые определяют способы видения в эпоху модерна.

Название первого — «картезианский перспективизм» — связано с изобретением перспективы и именем Рене Декарта, которого еще называют Картезий.

Ренессансную перспективу Джей соотносит с философией Декарта и его представлениями о мире как о рациональном трехмерном пространстве, пространственно-временном «контейнере» для физических объектов, которое воплощает гармонию математических и божественных законов.

Как вы помните, перспектива претендует на репрезентацию «естественного» и объективного опыта зрения и подразумевает одну неподвижную точку зрения. Это взгляд ученого, направленный на мир.

Благодаря изобретению печати, телескопа и микроскопа в Новое время все ожидания и прорывы были связаны со взглядом. До сих пор мы доверяем зрению больше, чем, например, обонянию. Фраза «видеть своими собственными глазами» используется как доказательство объективности.

Геррит Дау. Торговка сельдью. Источник

В качестве второго скопического режима Джей называет «искусство описания»: он сопоставляет голландскую живопись XVII века с эмпиризмом философа Фрэнсиса Бэкона.

Привилегированная роль в нем отдана не смотрящему ученому, а миру объектов, тщательно детализированному, фрагментарному и равнодушному к наблюдателю.

Этот мир не умещается в рамке-окне, как было в живописи Ренессанса, но распространяется за ее пределы, окружает со всех сторон.

Для описания третьего режима — барокко — Джей добавляет к характеристикам этого, в первую очередь архитектурного стиля (живописный, открытый) теорию множественности субстанций Лейбница и мистицизм Контрреформации. Барочный визуальный опыт — тактильный, аффективный, такой, как если бы зритель мог смотреть всем телом.

Режимы, которые выделил Джей, показывают: то, как мы воспринимаем мир, тесно связано с господствующим представлением о нем.

Похож ли он на «трехмерную коробку» Ренессанса или весь сводится к поверхности — вариаций может быть множество.

Не менее важна роль, которая отводится зрителю: подвижность или неподвижность взгляда, монокулярность или бинокулярность, способ, которым достигается иммерсивность.

Тройной автопортрет. Норман Роквелл, 1960. Источник

Медийные сети, из которых складывается режим нашего восприятия сегодня, прозрачны и включают даже людей: официанты, доставщики еды и таксисты остаются для нас невидимой инфраструктурой, на которую мы обращаем внимание, только если что-то идет не так.

Ник Срничек называет такие инфраструктуры платформами. Они соединяют между собой различных пользователей: покупателей, рекламодателей, поставщиков услуг и товаров, производителей и физические объекты. Возможны ли дыры в неразрывной ткани платформ? Или проще представить себе конец света?

Источник: https://knife.media/skopic-regimes/

Эскапизм – что это такое? Эскапизм в психологии

Скопический это

Эскапизм – это бегство от реальности. Так называют любые формы ухода от действительности, надоевшего быта, жизненных проблем.

Эскапизм может выражаться в погружении в мир фантазий, в книги, кино или компьютерные игры. Также эскапизм может проявляться и в активных действиях – в занятиях спортом или творчеством, различных хобби, в физическом удалении от мира и людей.

Эскапизм широко распространен в постиндустриальном обществе, где нет недостатка в ресурсах, а у людей больше свободного времени. Этому способствует и появление новых технологий: доступность видео, компьютерных игр, интернета.

Слово эскапизм происходит от английского глагола escape – убежать, сбежать. В английских словарях этот термин появился с конца 1930-х годов. Ударение ставится на третий слог: эскапи́зм. Другие варианты написания: эскепизм или эскейпизм.

Эскапист – это человек, стремящийся уйти от реальности, отвлечься от скучного или враждебного мира вокруг.

Прилагательное эскапистский означает нечто, связанное с бегством от реальности. Например: эскапистские мечты, эскапистское поведение.

«Мечты». Картина Витторио Коркоса, 1896 год

Эскапизм в психологии

Современные психологи обычно рассматривают эскапизм как реакцию на внешний стресс, защитную реакцию организма, либо как компенсацию нерешенных внутренних проблем. Единой трактовки этого термина в науке не существует, психологи указывают на многообразие его форм и проявлений.

Эскапизм не считается психическим отклонением или заболеванием. В умеренных формах он необходим для психологической разрядки. Однако его крайние формы могут снижать качество жизни человека.

Формы проявления эскапизма

  • Способом эскапизма может служить любая активная деятельность, если человек использует ее для компенсации неразрешенных личных проблем. Например, несчастный в любви человек может стать трудоголиком, удариться в религию или постоянно играть в видеоигры.

  • Также эскапизм может сводиться к пассивной деятельности: чтению, просмотру фильмов и сериалов, медитации, пьянству или наркомании.

  • Физический эскапизм может проявляться в виде отшельничества – ухода от мира в дальний поход, в деревню, в чужую страну. Проявлением эскапизма может быть дауншифтинг – намеренный отказ от карьеры, иногда с переездом в другой регион или страну.

  • Но физический уход от мира вовсе не обязателен: эскапист может жить и действовать в обществе, но не проявлять к нему интереса, предпочитая мир фантазий.

  • Некоторые психологи считают самоубийство крайней формой эскапизма.

Эскапистские фантазии – неотъемлемая часть жизни, и без них человек существовать не может, считал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Ведь без фантазий «жизнь слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем», писал Фрейд.

В основе эскапизма лежит несоответствие между бесконечной вселенной и ограниченностью человеческой жизни, полагал психолог-неофрейдист Эрих Фромм. Понимая, что мир огромен, человек стремится «увеличить» себя в этом мире, охватить как можно большую его часть, стать более значимым – для этого и нужна выдуманная реальность.

Эрих Фромм. Wikimedia / Müller-May / Rainer Funk

Современные психологи иногда делят эскапизм на «непродуктивный» (избегание негативных переживаний, самоизоляция) и «продуктивный» (создание альтернативной реальности, помогающей решить проблему).

Людям, склонным к сочетанию «положительного» и «отрицательного» эскапизма, свойственны более высокий уровень счастья и познавательной потребности, склонность к рефлексии. Люди, не прибегающие к эскапизму, меньше склонны к самокопанию, реже проявляют творческий подход, но имеют высокие показатели осмысленности жизни, самовосприятия, познавательной потребности.

Если к стратегии ухода добавить фактор конструирования собственной реальности, то увидим, что человек перед лицом реальности вооружен лучше, ведь у него появляется «своя крепость», свой осмысленный мир, который он способен создать силой воображения и который дает ему возможность реализовать себя. Такой человек не уходит в никуда.

Е.В. Беловол, А.А. Кардапольцева. «Эскапизм “хороший” и эскапизм “плохой”: эмпирическая верификация модели»

Эскапизм – это плохо или хорошо?

Нередко слово «эскапизм» употребляют с осуждением. Эскапистам называют людей, предпочитающих не решать проблемы, а убегать от них в выдуманный мир. В этом смысле эскапизм – синоним малодушия, отказа от принятия решений.

Действительно, во многих случаях эскапизм может быть вреден для человека и окружающих – объективные трудности редко исчезают сами собой, поэтому эскапист лишь усугубляет свое положение.

В то же время эскапизм спасает в ситуациях стресса, фрустрации, бессилия. Когда другие выходы невозможны, бегство от реальности позволяет сохранить душевное здоровье.

Так, выживший в нацистском концлагере психолог Виктор Франкл вспоминал, что его в заключении спасали воспоминания о прошлом, мысли о любимой жене. В дальнейшем Франкл ввел понятие «экзистенциальный эскапизм» – бегство от реальности, вызванное утратой смысла жизни.

В более мягкой форме эскапизм – способ отдохнуть, обрести покой, восстановить силы для новых свершений. Чтение книги или просмотр фильма могут зарядить человека положительными эмоциями, а мечты о будущем или воспоминания помогают разобраться в себе.

Эскапизму могут быть подвержены целые социальные группы. По мнению критиков современного общества, эскапизм сознательно взращивается массовой культурой: он делает людей пассивными, превращает в конформистов, которыми легко управлять политической элите. Это удобно для авторитарных и тоталитарных режимов.

Но можно смотреть на вопрос и с другой стороны: эскапизм свидетельствует, что человек критически относится к обществу и не принимает критериев «успешности», которые оно навязывает. Таким образом, эскапизм – это не бегство от выбора, а обретение внутренней свободы.

Многие философы прошлого выступали за уход от мира и его соблазнов (например, древние греки Гераклит, Диоген и Эпикур). В определенном смысле эскапизм проповедовал Иисус Христос: не зря в христианстве высшим духовным подвигом стал считаться монашеский отказ от мирской жизни.

Еще один аргумент в пользу эскапизма – он способствует самореализации. Поэтому бегство от реальности порой необходимо людям искусства.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

А.С. Пушкин. «Поэту»

К примеру, декаденты рубежа XIX-XX веков вели «богемную» жизнь, противопоставляя себя миру, и это было одной из составляющих культурного расцвета – Серебряного века.

А уже в XX веке большую роль в развитии музыки и искусства сыграли представители контркультуры – хиппи, рокеры, панки. В СССР писатели, художники и музыканты, отвергавшие социалистический реализм, часто прибегали к эскапизму – работали дворниками или кочегарами (например, Виктор Цой), а в свободное время занимались творчеством.

Автор «Властелина Колец» Джон Толкиен называл себя эскапистом с гордостью:

Я считаю, что бегство от действительности – одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово «эскейпизм» часто произносят… Мысль о том, что автомобили «более живые», чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна… Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом – жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний «эскейписта»!

Дж. Р. Р. Толкиен. «О волшебных сказках»

Кадр из фильма «Властелин колец: братство кольца»

Источник: https://www.anews.com/p/121028274-ehskapizm-chto-ehto-takoe-ehskapizm-v-psihologii/

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: