Связь эмоций и потребностей

Содержание
  1. Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе – Психолог – медиаплатформа МирТесен
  2. Чем чувства отличаются от эмоций
  3. Фундаментальные эмоции
  4. Таблица чувств и эмоций человека
  5. Эмоциональная связь
  6. Эмоциональная связь между мужчиной и женщиной
  7. Эмоциональная связь с человеком
  8. Эмоциональная связь в отношениях
  9. Нарушение эмоциональных связей
  10. 8. Связь эмоций и потребностей человека
  11. Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека
  12. 2.2 Функции эмоций в жизнедеятельности человека
  13. 4.5 Влияние эмоций на деятельность человека
  14. 3.1 Иерархия потребностей человека – корень понимания успешности. Дауншифтинг
  15. 2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей
  16. f1. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом
  17. Влияние эмоций на тело человека
  18. f4. Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области
  19. 2. Деятельность человека и её связь с темпераментом
  20. 2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности
  21. f2. Значение эмоций в жизни человека
  22. fРазвитие эмоций у человека
  23. Эмоциональные потребности и потенциал личности: 2 этапа взросления – Центр Живое Слово
  24. Первый этап. Эмоциональные потребности и взросление
  25. Что такое эмоциональные потребности? Какими они бывают
  26. Связь эмоциональных потребностей и ценностей человека
  27. Второй этап. Увеличение личностного потенциала. Как это сделать?
  28. Эмоциональный интеллект и способы его развития – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
  29. Базовая эмоция — Гнев (Ярость)
  30. Игры с пиктограммами

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе – Психолог – медиаплатформа МирТесен

Связь эмоций и потребностей

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях.

Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

рис. «Колесо эмоций Роберта Плутчика»

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4.

Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.

В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного).

Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей.

Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни.

Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Источник

Источник: https://psiholog.mirtesen.ru/blog/43404598305/Tablitsa-chuvstv,-kotoraya-pomozhet-razobratsya-v-sebe

Эмоциональная связь

Связь эмоций и потребностей

Когда мы вступаем в романтические отношения, начинаем чувствовать эмоциональную связь с другим человеком, то определенно строим свои ожидания.

Кому-то хочется, чтобы его обнимали три раза в день, другой хочет устраивать совместные обеды и ужины, а кто-то удовольствуется тем, что просто похвастается перед друзьями. Но в большинстве случаев мы ожидаем от своего партнера эмоциональной связи, включенности в отношения и взаимопонимания.

Если этого нет, тогда сложно такой союз назвать отношениями. Тогда это, скорее, временная кооперация для достижения определенной цели. Важно подчеркнуть, что мы говорим о здоровых, нормальных отношениях, в которых оба партнера заинтересованы друг в друге, а не о печальных примерах зависимых или абьюзивных отношений.

Из таких ситуаций лучше сразу убегать. В данной статье речь пойдет удовлетворении эмоциональных потребностей в отношениях и о том, что же делать, если партнер никак не хочет вам в этом помогать.

Часто случается, что в отношениях один из партнеров не откликается на эмоции и потребности другого. Иногда потому, что не может, а иногда потому, что просто не хочет. А поскольку отношения в большей степени как раз для этого и начинают, то эта проблема довольно серьезна.

Не беда, если игнорирование эмоциональных потребностей происходит иногда, время от времени. Возможно, партнер просто устал, или у него не задался день. С этим можно как-то жить и мириться.

Но если такое поведение установлено на постоянной основе, то следует серьезно призадуматься, а вдруг ваш избранник или избранница, в принципе, не могут идти на эмоциональный контакт?

Эмоциональная связь между мужчиной и женщиной

Недостаток или отсутствие эмоциональной связи между мужчиной и женщиной – достаточно серьезная проблема. Все действительно сложно, если у вашего партнера расстройство личности, тогда с этим, в принципе, ничего поделать нельзя.

Ведь для поддержания отношений, в которых оба партнера будут получать удовольствие, важна эмоциональная связь между мужчиной и женщиной.

В большинстве случаев, когда вы попытаетесь как-то пойти на контакт, наладить отношения, указывая любимому человеку на то, что вам не нравится и предлагая ему это изменить, то услышите вполне предсказуемый отказ. Часто он выражается словами: «Прими меня или можешь уходить. Я такой, какой есть».

В результате, вы постепенно убедите себя в том, что лучшее решение – просто принять человека со всеми его недостатками. Никто ведь не совершенен, у каждого свои проблемы. Так и начинается жизнь по чужим правилам. Но давайте глянем по-другому на ситуацию.

А что, если бы партнер вас регулярно избивал, а на попытки его остановить, обиженным голосом говорил бы: «Я такой, какой есть, с этим ничего нельзя поделать, прими меня наконец-то!».

Абсурдная ситуация, не так ли? Не смотря на внешние отличия, она очень похожа на проблему с эмоциональной связью между мужчиной и женщиной: вы пытаетесь примириться с тем, что вам не нравится.

В таких отношениях возникает явное противоречие. Вы делаете все для того, чтобы хоть как-то сохранить отношения, пусть даже лишенные эмоционального контакта, но зато свои, любимые, комфортные.

Вы и дальше находитесь рядом с таким дорогим человеком, но что-то не так. Все равно чувствуется внутренняя пустота, ощущение одиночества, хоть и находитесь в обществе с партнером.

В каждых здоровых отношениях есть два очень важных компонента: эмоциональная настройка и резонанс. Если их нет, то о каких-то отношениях сложно говорить.

Что же это за компоненты? Резонанс – это взаимный отклик, восприятие эмоций любимого человека и ответ на них. По аналогии с двумя хорошо настроенными музыкальными инструментами, начинает звучать один – подхватывает второй.

Это довольно сложный механизм, который подразумевает быстрый обмен информацией. В основном невербальной, когда вы считываете неочевидные сигналы друг друга. Таким образом возможно установление глубокого контакта и появление эмоциональной гармонии.

Такой же механизм связывает мать с младенцем, позволяя ей чувствовать своего ребенка.

Под настройкой имеется в виду способность воспринимать другого человека, его сигналы, потребности и желаний и откликаться так, чтобы он знал, что его понимают и любят. Также, как и резонанс, это довольно сложный механизм отношений, непростое взаимодействие двух людей на биологическом и психологическом уровнях.

Эмоциональная связь с человеком

Если вы соглашаетесь поддерживать отношения, несмотря на отсутствие в них даже намека на эмоциональную связь с человеком и взаимопонимание – вы добровольно соглашаетесь на страдания и недовольство жизнью. Потому что скорее всего, ничем хорошим такие отношения не закончатся.

Даже если вашему партнеру сложно или не хочется строить с вами эмоциональную связь, он все равно захочет от вас вовлеченности в отношения. Человек хочет видеть, что его любят и понимают, даже если он не готов для этого палец об палец ударить.

Со временем, скорее всего, очень быстро, вы почувствуете, что такие отношения не способны вас удовлетворить. Все общение и взаимодействие в них поверхностно, неинтересно и не стоит потраченных усилий. Оно не способно дать вам чувство, что вас понимают и любят.

Вы вроде бы проводите время с человеком, о чем-то разговариваете, как-то взаимодействуете, но вас словно не видят. Партнеру абсолютно все равно, есть вы или нет.

Очень опасно соглашаться на продолжение отношений лишь потому, что никто не идеален. Если в отношениях партнер не настроен на вас, не резонирует, то появляется противоречие. Вы остаетесь в отношениях, привязываетесь к человеку и попадаете в ловушку, поскольку ему как было на вас наплевать, так, скорее всего, и будет.

Такие ситуации не единичны, они достаточно широко распространены, поэтому для психологов нет никакой загадки в том, как будут складываться ваши отношения. Пытаясь принять своего партнера таким, какой он есть, вы не заглушите свои желания и потребности, эти приведет лишь к тому, что вы дольше будете ощущать боль.

Начинается все с того, что вы разочаровываетесь в своих ожиданиях. Становится яснее, что от этого человека вы так и не получите желаемого тепла и взаимности. Пытаясь к этому приспособиться, принять и дальше его любить, вы не получите от отношений ничего хорошего, лишь еще больше разочарований.

Эмоциональная связь в отношениях

Наша природа такова, что каждому хочется теплоты, глубины и эмоциональной связи в отношениях. Вряд ли вы удовольствуетесь поверхностным общением, пусть даже очень хорошим и техничным, с походами в кафе, правильными фразами и подарками. Но когда игнорируют ваши эмоциональные потребности, придавая им не больше значения, чем назойливым мухам, сложно и дальше поддерживать отношения.

В наибольшей степени все дело в особенностях нашего мозга. Он устроен таким образом, что человеку просто необходима эмоциональная связь в отношениях. Романтические отношения без эмоциональной близости – очень странная для мозга ситуация.

Он не будет понимать в чем дело, пытаясь как-то приспособиться к непонятным обстоятельствам. Эти попытки адаптации не пройдут для вас незаметно.

Есть риск впасть в тревожно-депрессивное состояние, возможны даже проявления психосоматических расстройств.

Таким образом, ощущения в теле призваны подать вам сигнал тревоги. Организм как будто кричит: «Что-то не так, срочно решай эту ситуацию». Попытки все же принять ситуацию и партнера такими, какие они есть, не приведут к желаемому результату. Боль от осознания своей ненужности в отношениях будет продолжаться и усиливаться, пока не приведет к онемению.

Ошибочно со всех сил пытаться привыкнуть к жить где-то на грани между воображаемым миром ожиданий и реальностью. Такая стратегия заведомо провальная, поскольку отчаянные попытки наконец-то почувствовать себя любимыми и нужными приведут только к застреванию в ситуации.

Нарушение эмоциональных связей

Ужасное чувство, когда любимый человек физически рядом, вот он, сидит рядом с вами и занимается своими делами, внешне ничего не изменилось, а ощущения такие, как будто он на втором конце Земли и вы никак не можете дотянуться и докричаться до него. Так и проявляется нарушение эмоциональных связей.

При таком раскладе неизбежно появиться когнитивный диссонанс – несовпадение между тем, что вы видите и ощущаете. Безусловно, ситуация тяжелая и неприятная, но, к сожалению, вы уже ничего не можете с этим сделать.

Длительное нахождение в такой ловушке может привести к состоянию «выученной беспомощности», даже когда появиться какая-то возможность все изменить, вы не сделаете ничего. Остается только словно робот жить в привычном режиме и делать вялые, выученные годами движения для поддержания отношений.

Не сложно догадаться, что в таких отношениях даже не пахнет счастьем. Из-за нарушения эмоциональных связей, вас ждет только разочарование и горечь.

Для нас, как социальных существ, близость и отношения с другими людьми – естественный способ удовлетворения собственных потребностей и ключевая сфера жизни. Но, в описанном союзе вы вряд ли получите хоть что-то хорошее. Речь уже не идет даже о том, чтобы получить позитив из отношений, а скорее о том, как получить меньше негатива.

Партнер не обязательно должен быть черствым, грубым и мрачным. Он может обаятельно шутить, рассказывать интересные истории и быть очень приятным человеком. Но какой от этого толк, если все время чувствуется какая-то пустота внутри и отсутствует эмоциональная связь. Разговоры с ним не запоминаются, они оставляют вас ни с чем. Было и было, никакого значения это не имеет.

Он просто не «цепляет», не вызывает эмоции.

Неужели вы готовы жить с ним дальше, строить какие-то общие планы, поддерживать «мертвые» отношения ради… чего? Тени прошлого? В память о том, что когда-то было хорошо? Это не приведет ни к чему, так вы лишь потеряете свое время. Каждый человек имеет право на счастье, на отношения, в которых его любят, ценят и боятся потерять.

Если вы остаетесь с человеком, которому до вас нет никакого дела – в первую очередь, вы не любите и не цените себя. Будьте честны с собой. Признайте, что действительно хотите эмоциональной близости в отношениях. А в тех, что у вас есть сейчас – этого не найти. Широко известна поговорка: «Лошадь сдохла – слезь». Начните наконец ее использовать.

И не бойтесь идти к счастью, которого вы действительно заслуживаете.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/emocionalnaya-svyaz/.

Источник: https://psyhosoma.com/emocionalnaya-svyaz/

8. Связь эмоций и потребностей человека

Связь эмоций и потребностей

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность». С.Л.

Рубинштейн, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности.

Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам .

Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой.

Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение. Одно и то же событие может быть и с положительным и с отрицательным знаком.

Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность.

Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей

В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону. В наше время существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить…

Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека

Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека

Саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта…

2.2 Функции эмоций в жизнедеятельности человека

Для того, чтобы еще понять какую же роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо рассмотреть основные функции эмоций. Психологи, отвечая на вопрос какую роль эмоции играют в жизнедеятельности человека, выделяли: 1. Коммуникативная функция 2…

Влияние эмоций на жизнь человека

4.5 Влияние эмоций на деятельность человека

С давних пор известны случаи, когда под влиянием эмоций человечество что – то создавало, придумывало. Творчество – это один из способов выражения своих эмоций. И оно отражает внутренний мир человека…

Понятие успешности личности

3.1 Иерархия потребностей человека – корень понимания успешности. Дауншифтинг

Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит…

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей

Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу (1908–1970) — видный американский психолог…

Психологическая характеристика физического воспитания

f1. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

Потребности, являющиеся объективными нуждами каждого человека в определенных объектах и условиях существования, должны рассматриваться как первопричина активности и поведения человека. [1, 4, 5…

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Влияние эмоций на тело человека

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем…

f4. Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания…

2. Деятельность человека и её связь с темпераментом

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства…

2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний…

f2. Значение эмоций в жизни человека

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний…

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер…

Эмоции, их развитие. Теории эмоций

fРазвитие эмоций у человека

Воспитание эмоций и чувств у человека начинается с самого раннего детства. Важным условием для формирования положительных эмоций и чувств есть забота со стороны взрослых. Тот ребенок…

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/49162

Эмоциональные потребности и потенциал личности: 2 этапа взросления – Центр Живое Слово

Связь эмоций и потребностей

5 марта 2017 Александр Харин

Рубрика: Личностное и духовное развитие, Психология для души, Статьи Александра Харина, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

Эмоциональные потребности, их место в нашей жизни.

История одного человека.

Ко мне, как к тренеру и психологу, пришел мужчина с важным запросом: «Мне надо раскрыть свой личностный потенциал. Хочу быть добрее, сильнее и деятельнее. Хочу иметь большую харизму».

Смотрю я на этого молодого человека, выглядит он уставшим, а глаза у него грустные, как у побитой собаки. Как говорится, обнять и плакать вместе с ним.

Что важнее, увеличивать свой личностный потенциал и самоотдачу близким? Или может быть лучше насыщать свои эмоциональные потребности и не задумываться ни о чем?

Удовлетворять себя или жить для других? Что выбрать? И ответ на этот вопрос неоднозначный.

Мы так сильно отходим от своей истинной природы, что совсем забываем о своих эмоциональных потребностях. Забывая о себе, мы ничего не можем дать другим, и это закон.

Мы часто работаем, не чувствуя себя. Мы живем, не имея сил. Мы «типа любим», не имея любви. Мы делаем часто все не так и не вовремя.

Многие из нас так давно потеряли себя, что им не до взращивания личностного потенциала. Нам бы очнуться и начать новую правильную жизнь. Но не знаем как. И что в результате?

  • Не имея любви, мы дарим привязанность
  • Не чувствуя заботу о себе, мы откупаемся дешевыми подарками
  • Не зная, что жизнь полна изобилия, мы считаем себя свободными художниками и не зарабатываем
  • Никогда не пробуждая творчество в себе, мы не создаем ничего полезного и ценного.

Ничего не получив, мы ничем не можем поделиться.

Чтобы очнуться от эмоционального забвения, нам надо срочно вернуться в детство и начать жить заново. Не прожив счастливое детство, нам трудно быть сильным взрослым. Мы же пытаемся что-либо предложить другим, имея дырку в кармане.

Жизнь строится в два этапа. И их нужно пройти.

Первый этап. Эмоциональные потребности и взросление

Первый этап: мы маленькие, и жизнь, родители, бабушки и дедушки, как это ни парадоксально, изо всех сил помогают нам жить. Должны помочь.

Это период, в котором мы активно познаем жизнь, учимся, утверждаемся, доходим до какой-то планки самостоятельности, при которой мы можем идти по жизни сами без чьей-либо помощи, без подстраховок и костылей.

И ясно, что время самостоятельности приходит ко всем, но не все становятся самостоятельными.

Одни люди, недополучив от жизни самого главного, не насытив свои психологические и эмоциональные потребности, пытаются жить дальше. Они изо всех сил стараются отдавать, любить, творить. Хотя творить нечем, и отдавать нечего. В результате, обнулившись, они вгоняют себя в истощение и депрессию.

Другие люди так и остаются на уровне подростковых фантазий. Они стремятся брать от жизни все и сразу, считая, что им все должны.

И те и другие не смогли насытить свой внутренний мир, свои эмоциональные потребности. Ни те ни другие не счастливы по-настоящему.

Они не прошли первый этап взросления.

Что такое эмоциональные потребности? Какими они бывают

Часто их еще называют психологическими потребностями.

Многие или почти все эмоциональные потребности являются эмоциональным откликом на реализацию остальных потребностей человека. Так, например, если родители не насытили наши физиологические потребности в детстве, мы ищем того, кто бы о нас позаботился, т.е. стремимся к тем людям, кто проявляет физическую заботу.

В этой статье мы проводим параллель между потребностями по А.Маслоу и эмоциональными потребностями человека. По нашей версии, насытить свой эмоциональный мир, можно плавно проходя все ступени пирамиды.

Итак, некоторые виды эмоциональных потребностей в соответствии с пирамидой А.Маслоу. Описано их больше чем в пирамиде, но их еще больше в самом человеке.

  1. Потребность в заботе, в материальном и физическом насыщении. Тяга к тем людям, кто эту потребность может удовлетворить;
  2. Чувство защищенности, безопасности и т.д. Мы тянемся к людям, с которыми мы чувствуем себя в порядке, защищенными и уверенными. Кого из не очень уверенных людей не порадует сильное плечо рядом?
  3. Душевное принятие, а также чувство принадлежности, общности, желание любить и быть любимым. Это потребность многих людей. Мы не можем вести нормальный продуктивный диалог в семье или коллективе, пока не будем насыщены нею;
  4. Эмоциональная потребность в том, чтобы чувствовать себя значимым, сильным, успешным, стремление получить одобрение других – это следующий уровень в том, чтобы вырасти в жизни;
  5. Чувствовать себя свободным, самостоятельным, хозяином своей жизни – это еще одно желание людей, его можно причислить к эмоциональным потребностям;
  6. Вовлеченность в познание, науку, творчество, дело, также относится к такому типу потребностей. Ведь есть же люди, с этой потребностью, у которых до работы руки чешутся;
  7. Потребность в причастности к красоте мира, искусству, жизни; стремление быть частью мира, системы;
  8. Потребность в самоактуализации.

Насытив свои эмоциональные потребности, мы можем подниматься выше и наращивать потенциал личности.

Связь эмоциональных потребностей и ценностей человека

Воистину состоятельным является тот человек, который хочет делиться с миром, и у него есть что отдать. Такое дарение происходит непроизвольно, без внутренних разговоров и без желания получить что-то взамен. Ведь такие люди дают из собственного изобилия.

Их доброта похожа на доброту, а не на торговлю «ты – мне, я – тебе». Их любовь безусловна, без ожиданий и подвохов. Их сила позволяет другим быть рядом с ними слабыми, сильными, любыми.

И ясное дело, к таким людям тянутся, и первые их миллионы и миллиарды денег даются им без надрыва. Они в тяжелые времена спокойны, а в изобильные – собраны.

Все мы имеем эмоциональные потребности. Эти потребности связаны с нашими ценностями. И их, как родящее поле нужно насытить, а потом максимально напитать ими свои ценности.

Чем значимее ценность в жизни человека, чем она глубже, тем большая потребность у человека по ее насыщению. Ну что толку, что у вас есть просто друг по вашей ценности «близость и единство». Может быть, вам нужен самый настоящий и искренний друг, или любящий человек, который поймет вас с полуслова? А того, что есть, недостаточно.

Второй этап. Увеличение личностного потенциала. Как это сделать?

Потенциал человека может раскрыться, только если он насытится потребностью и наполнит свои ценности. И только тогда он может захотеть любить, быть добрым и отзывчивым. До этого времени всякая попытка, это только требование, вызов себе, который ничем и никогда не сможет подкрепиться. Такой вызов себе приводит к перерасходу личной энергии.

Увеличение личностного потенциала возможно. И это делается просто, а именно:

  1. Насытить свои эмоциональные потребности;
  2. Осознать свои глубинные ценности и проявление себя по ним;
  3. Построить свою жизнь так, чтобы максимально реализовывались свои ценности.

Итог: Вы будете жить только по своим желаниям, вас будет переполнять ваша же энергия: Ваш потенциал личности будет неизменно расти. Сам! Без сверхусилий!

И тогда будет для ваших близких любовь от избытка чувств, материальные блага от изобилия, карьерный рост от значимости своего дела, и забота о близких от переполненности счастьем.

Узнать больше о своих эмоциональных потребностях, раскрыть свои ценности и предназначение, вы сможете посещая Школу развития личности.

Источник: https://zhivoeslovo.com/stati-aleksandra-harina/stati-aleksandra-harina-emotsionalnye-potrebnosti-i-potentsial-lichnosti-2-etapa-vzrosleniya-html.html

Эмоциональный интеллект и способы его развития – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Связь эмоций и потребностей

Эта эмоция возникает как только человек чувствует опасность.

Часто напуганный человек теряет возможность адекватного восприятия действительности и даже не обращает внимания на возможность избежать опасности.

Также страх способствует увеличению дистанции между человеком и тем, что он воспринимает как опасность, стремясь уйти от нее как можно дальше. Чем больше расстояние – тем менее различима опасность.

Страх — эмоция номер один, которая заставляет наш разум прикладывать невероятные усилия, чтобы избавиться от него. Джоди Фостер

Благодаря страху человек находит путь, в котором ему нужно двигаться и получает изменения. Одновременно с этим именно страх дает возможность победы над опасностью, поэтому можно считать эту эмоцию крайне мощным ресурсом и помощником.

Биография Пола Экмана, размещенная в различных Интернет источниках в большинстве своем начинается словами: «Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Известен как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня», а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. В 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира».

Исследования Пола Экмана являются научной базой для идентификации эмоций по мимическим проявлениям, по определению «диссонанса» в проявлении эмоций, что может служить критерием обмана и др.

В данной статье мы с вами рассмотрим выводы исследований Пола Экмана в области базовых эмоций.

Итак, базовые эмоции — эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Критериями для выделения базовых эмоций служат: • наличие физиологической базы (наличие мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию); • сходство внешних выразительных движений.

Каждый исследователь эмоциональной сферы человека на основе наблюдений и исследований создает свой список базовых эмоций. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций основных исследователей эмоциональной сферы.

Пол Экман выделяет 7 базовых эмоций: 1. радость 2. удивление 3. печаль 4. гнев 5. отвращение 6. презрение 7. страх

Кэррол Изард (американский психолог; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций; автор дифференциальной теории эмоций) выделяет следующие базовые эмоции: 1. интерес — возбуждение 2. удовольствие — радость 3. удивление 4. горе — страдание 5. гнев — ярость 6. отвращение — омерзение 7. презрение — пренебрежение 8. страх — ужас 9. стыд — застенчивость 10. вина — раскаяние

Базовые эмоции по Плутчику – Келлерману, эта теория объединила базовые эмоции в пары с противоположным знаком: 1. страх – гнев 2. радость – печаль 3. интерес — удивление 4. доверие – отвращение

Исследования эмоций К. Изард и Р. Плутчика не менее фундаментальны, чем П. Экмана. Давайте, сейчас сравним списки базовых эмоций этих трех исследователей. Итак, мы видим совпадения по следующим эмоциям: 1. радость 2.

удивление 3. печаль (у Изард соответствует пара: горе – страдание) 4. гнев 5. отвращение 6. презрение (нет отдельной эмоции у Плутчика, но Экман и Изард соотносят презрение с отвращением, как некую социализацию данной эмоции) 7.

страх

Из этого небольшого сравнения мы можем сделать вывод, что три исследователя независимо друг от друга пришли к одним и тем же базовым эмоциям, что говорит о высокой достоверности сравнительного списка.

Мы так же можем наблюдать, что все эмоции, выделенные Полом Экманом вошли в список, а у Кэррол Изард и Роберта Плутчика остались «неучтенные» эмоции.

На одну из этих эмоций, которая не попала в наш сравнительный список я и хочу обратить ваше внимание. У Кэррол Изард она звучит как «интерес – возбуждение», а у Роберто Плутчика – «интерес».

Почему я обращаю ваше внимание именно на эту эмоцию? Если мы вспомним, что эмоция потенцирует определенное поведение и возникает на когнитивную оценку ситуации, то отсутствие такой эмоции как «интерес» в теории базовых эмоций является «черной дырой» в системе понимания эмоциональной сферы человека.

Давайте рассмотрим на простом примере пару базовых эмоций:

Радость возникает при удовлетворении какой-либо потребности и закрепляет в памяти последовательность действий, которая привела к удовлетворению потребности.

Страх возникает в ситуации угрожающей физической или моральной целостности индивида, страх призван защитить человека путем дистанцирования от стимула, который вызывает эту эмоцию.

Интерес возникает в ситуации, которую человек оценивает как потенциальную для удовлетворения одной из своих потребностей. Именно эмоция интереса вызывает познавательную активность человека, благодаря этой эмоции человек приобретает новые знания, умения и навыки, развивает интеллект и свое творческое начало.

Без эмоции интереса невозможно развиваться и именно эмоция интереса обеспечивает эволюцию человечества.

Вот такой вот «слон» пропущен в теории базовых эмоций Пола Экмана, почему так произошло, об этом история умалчивает. Однако я хочу обратить ваше внимание на выражение лица доктора Лай, в первых двух сезонах данного сериала, эмоция интереса не сходит с лица этого актера. А именно первые два сезона и консультировал Пол Экман.

Мы сделали первый шаг в понимании и классификации базовых эмоций, в следующих постах я непременно разберу каждую базовую эмоцию, начиная от стимулов, которые их вызывают до поведенческих реакций. Так же мы затронем идентификацию эмоций по мимике и языку тела.

Базовая эмоция — Гнев (Ярость)

Эта эмоция способствует совершению перемен в неудовлетворительной ситуации. Гнев может быть весьма конструктивен в том случае, если он направлен на изменении ситуации, а вот если никаких перемен не наблюдается, то тогда он начинает играть роль разрушителя.

Ярость/Гнев — это эмоция в чистом виде. Это одно из самых древних душевных состояний человека, будучи чем-то или кем-то, доведенным до точки кипения или в моменты опасности. Эта эмоция масштаба, громадна и грандиозна, она берет над тобой всесильную власть. Марк Руффало

Но в первую очередь, гнев – это сигнал к перемене отношений с определенными людьми, ведь что бы построить что-то новое, необходимо разрушить старое.

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна.

Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов.

Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п.

Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару.

После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Источник: https://cosmeton.ru/karera/7-chuvstv-cheloveka.html

Доктор-про
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: